Просмотр содержимого документа
«Статья. "Проектная деятельность, как средство взаимодействия родителей, детей и педагогов"»
Проектная деятельность, как средство взаимодействия
родителей, детей и педагогов
Васильева Л.А.,
заведующий ГБДОУ детского сада №115
компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
обеспечить вовлечение семьёй непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй.
Взаимодействие с семьёй всегда была и остаётся одной из самых сложных проблем в работе педагога. Причинами этого могут быть следующие:
сильная занятость родителей,
незаинтересованность родителей в жизни группы и детского сада,
непонимание своей значимости своего участия в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Поэтому важная задача педагога – побудить родителей к участию в мероприятиях группы и детского сада.
Одним из вариантов привлечения родителей в образовательный процесс группы и детского сада является совместная театрализованная игровая деятельность, так как - это уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, родители. Следует отметить, что подобная организация совместной деятельности способствует не только самореализации каждого ребёнка, но и взрослых, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребёнок естественно и непринуждённо усваивает опыт взрослых, перенимая образцы поведения.
Поэтому, понимание значимости совместной театрализованной деятельности взрослых и детей привело к возникновению идеи проведения совместно с родителями инсценировки сказки «Как коза избушку построила» на празднике «День Матери». Выбор сказки не случаен. Ведь основная идея сказки - это забота о своих детях (козлятах). Материнская забота – это то, что близко и понятно маленьким детям. К тому же, возраст детей группы, в которой мы работаем – три-четыре года, речевые навыки сформированы недостаточно (в начале учебного года были дети плохо говорящие). А данная сказка позволяла дать роли всем детям, так как не требовала оречевления персонажей (козлят), а побуждала к имитации действий и движений. Речевые роли (мама – коза и деревья), были распределены между родителями. Мамы проявили заинтересованность и с удовольствием согласились. Подготовка этого мероприятия привела к возникновению идеи проведения всей работы в форме проекта «Путешествие по сказке «Как коза избушку построила». Ведь проектная деятельность позволяет охватить все возможные формы образовательной работы с детьми и родителями.
Проект «Путешествие по сказке «Как коза избушку построила».
Цель: способствовать развитию творческих способностей и формированию эмоционального отношения, добрых чувств через русскую народную сказку «Как коза избушку построила».
Тип проекта: информационно-исследовательский, краткосрочный.
Продолжительность: 2 месяца.
Сроки реализации проекта: октябрь – ноябрь 2014 г.
Участники проекта:дети 2 младшей группы, воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, родители.
Задачи работы с детьми:
обогащать и расширять словарный запас детей;
формировать умение инсценировать эпизоды сказки;
развивать умение имитировать характерные действия персонажей;
развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
Задачи работы с родителями:
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы через совместную театрализованную деятельность, оформление книг по сказке;
вызвать желание принимать активное участие в работе детского сада.
Коррекционные задачи:
активизация и развитие зрительных функций, полей видения, глазодвигательных функций, прослеживающей функции глаз;
развитие ориентировки в микропространстве;
упражнение детей в умении определять расстояние до предмета (близко, далеко), опираясь на кинестетическое чувство;
развитие чувственного опыта детей при определении расстояния до предмета.
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
определение темы, цели и задач проекта;
обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
согласование совместной работы воспитателя и музыкального руководителя в проведении музыкального досуга «Как коза избушку построила»;
согласование совместной работы воспитателя и учителя — дефектолога в реализации коррекционной работы с детьми по данной теме;
организация совместной деятельности детей, родителей и воспитателя в изготовлении костюмов, декораций к сказке, книжек со сказкой.
Основной этап осуществлялся по следующим видам деятельности.
Художественно-эстетическое развитие:
аппликация: «Домик для козы», «Бусы для козы», книжка (иллюстрации по сказке);
рисование: «Козлёнок» (тычком); раскрашивание контурных изображений козлёнка и козы;
лепка: «Пряники для козы», «Заборчик для домика козы»;
музыкальный досуг, посвящённый "Дню матери": совместная театрализованная игра детей и родителей с элементами коррекционной работы дефектолога.
Социально-коммуникативное развитие:
театрализованная деятельность: инсценировки сказки разными видами театров (театр на фланелеграфе, театр би-ба-бо, театр-перчатка, пальчиковый театр, настольный театр);
общение: «Где жила коза с козлятами?», «Где коза избушку построила?».
Речевое развитие:
рассматривание игрушки козы;
беседа по сюжетной картине «Коза с козлятами»;
Заключительный этап осуществлялся в виде следующих мероприятий:
театрализованное представление по сказке «Как коза избушку построила» (с участием детей и родителей);
выставка книжек-самоделок по сказке «Как коза избушку построила»;
досуг к «Дню матери»
Итог проекта– совместная с родителями инсценировка сказки способствовала созданию микроклимата для благоприятного эмоционального общения детей и взрослых, доверительных отношений родителей и педагогов, привела к повышению активности участия родителей в жизни группы.
Литература.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет-М.:ВАКО, 2007 г..
Журнал «Детский сад от А до Я» №4 2008 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт/ Под ред. Сафроновой И. – Просвещение, 2014. – 48 с.