Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие творческих способностей детей".»
Развитие творческих способностей детей.
(из опыта работы)
«В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей.
Эти задатки как порох: чтоб их зажечь, необходима искра»
В. А. Сухомлинский
Для развития воображения, творческого мышления, творческой активности как составляющих творческого потенциала личности, в своей работе с детьми я использую нетрадиционные техники изодеятельности.
Особую значимость данное направление моей работы приобрело в свете ФГОС дошкольного образования. Где в целевых ориентирах дана социальная и психологическая характеристика личности ребенка на завершающем этапе – это способность ребенка обладать развитым воображением, фантазией, творчески мыслить.
Вопросами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками занимались Т.Г.Казакова, Е.Н. Лебедева, Н.П.Саккулина, Е.А.Флёрина, которые предлагают в процесс рисования включать игровые упражнения, музыку, обыгрывание и другие средства воздействия.
Используя нетрадиционные техники изображения я стимулирую творческий потенциал детей. Побудить детей к деятельности, заинтересовать каждого, активизировать их внимание мне помогает правильно поставленная мотивация. В моей работе она бывает разнообразной: в виде игровой формы, создания проблемной ситуации, но чаще всего и то и другое. Например: любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие, просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми —« Лиса идет по следам колобка, как мы можем спасти героя, чтобы лиса его не съела — Запутать следы» и т. д. Я убедилась, что при правильно поставленной мотивации у детей возникают положительные эмоции. Я обратила внимание что у детей всегда положительные эмоции от рисунков с использованием нетрадиционных техник и материалов не только своих, но и сверстников, так как каждый проявляя свое творчество сопровождает еще и рассказом. Детям очень нравится, когда им живо, эмоционально объясняю способы действий и показываю приемы изображения.
В соответствии с ФГОС мои занятия построены на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и имеют дифференцированный подход. В результате такого подхода ребенок с любым уровнем развития становится активным. Например на занятие с использованием нетрадиционной техники монотипия по теме «Пейзаж» детям предлагаю на картоне нарисовать гуашью пейзаж, затем картон наложить на альбомный лист бумаги, используя различные приемы продавливания, убирать аккуратно картон; Одаренным детям задача усложняется и им предлагается нанести этот же картон повторно еще один два раза. Более слабым детям предлогаю изобразить пейзаж более легким способом — свернуть листок ровно на попалам, на одной стороне используя гуашь нарисовать пейзаж, чистой стороной листа свернуть аккуратно на попалам и прогладить рукой, затем раскрыть лист.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник рисования ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление и речь. На таких занятиях я использую разнообразные методы и приёмы обучения. Я считаю, что для знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования наиболее целесообразно использовать наблюдение за реальными объектами, вариативные образцы, частичный показ способов изображения, рассматривание разнообразных иллюстраций, упражнения и т. д. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. Существуют много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому: пальчиковая живопись, штампинг, пуантилизм, пластилинография, граттаж, монотипия, кляксография, батик, ниткография.
Моя работа не обходится без сотрудничества с родителями. В целях установления партнерских отношений мною организованны совместные выставки работ детей и их родителей, круглые столы, мастер-классы, проведенные вместе с детьми.
В своей работе я использую метод сотворчества с детьми, например, ставлю кляксу или изображаю силуэт, дети завершают работу. Работы получаются очень яркие и необычные. Разработанный мной материал нашел положительный отклик среди коллег нашего ДОУ.
Мне нравится использовать взаимосвязь музыки и рисования. С их помощью обогащается не только сенсорный опыт ребёнка, но и создается у детей радостное настроение, появляется желание передать эти явления в рисунке. А главное что у детей в такие моменты проявляются не только творческие способности , но и задатки режиссерской игры, когда ребенок нарисовав что либо придумывает целую историю, рассказывая эту историю сверстникам развивается речь... Таким образом, мои дети всесторонне развиваются.
Я очень горжусь, что причастна к становлению личности, к формированию творческих способностей у детей, потому что ребенок это самая главная ценность в моей деятельности. И в моих силах сделать так, чтобы его жизнь была наполнена яркими воспоминаниями детства.