У каждого педагога ежедневно, хочет он того или нет, перед глазами группа детей, в которой есть и смышлёныши и те, до которых все поздно доходит, грубо говоря. Иной раз хочется сорваться, прикрикнуть, что греха таить?! Так и приходит в голову мысль: как это так по-разному до всех доходит?! А все потому, что к каждому должен быть свой ненавязчивый подход. К каждому. Ненавязчивый. Для каждого ребенка необходимо создать те условия, в которых он нуждается во время занятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья. Ребенок и ФГОС»
Идеи, которые я реализую при обучении детей (в детском саду)
Почему-то многие из нас считают, что талант ребенка - это прежде всего его наследственность. Я же хочу сказать, что талант нужно и можно развивать! С ранних лет. По мере того, как я готовилась и продвигалась в своей работе, мне стало совершенно ясно, на сколько одинаков традиционный подход к детям. Мы обычно считаем, что знаем о детях все, ведь мы сами были такими. Но мы практически ничего не знаем о их реальных возможностях. А дети могут больше. Главное, знать, как этого добиться, не нанося вреда ребенку.
У каждого педагога ежедневно, хочет он того или нет, перед глазами группа детей, в которой есть и смышлёныши и те, до которых все поздно доходит, грубо говоря. Иной раз хочется сорваться, прикрикнуть, что греха таить?! Так и приходит в голову мысль: как это так по-разному до всех доходит?! А все потому, что к каждому должен быть свой ненавязчивый подход. К каждому. Ненавязчивый. Для каждого ребенка необходимо создать те условия, в которых он нуждается во время занятий.
По условиям ФГОС, группа (помещение) должна быть светлых тонов. Это прекрасно! Накладно, но оно того стоит, поверьте мне! Воздействие цвета на психологическое и физическое состояние человека – известный факт, который успешно используется дизайнерами и декораторами для создания в помещении необходимой атмосферы. Также как и дома, в помещении для проведения занятий просто необходимы такие мелочи как картины с изображением любимых мультфильмов (добрых, конечно) или цветы в вазе для уюта. Заметила, что детям очень нравятся выставки работ с их участием. Да-да, все это в есть в нашем помещении! Именно там, где проходят занятия. Ребёнок становится более открытым к обучению, более спокойным и уже не «зацикливается» просто на занятии, а его светлую головку посещают мысли такого плана, как дизайн, креативность. «Здесь я могу также, как и там, как и тогда!» Ведь недавно он и сам смог сделать что-то своими руками. Это все находят отклик и на совершенно других занятиях – в математике, в развитии речи и т.д. Он – творит САМ! Это ему доставляет удовольствие. Он привыкает мыслить креативно и знания даются легче. Проверено мной!
Стимуляция и степень развития головного мозга ребенка - немаловажный фактор в обучении. Ни один ребенок не рождается гением, ни один – дураком. В своей работе, я не начинаю ни одного занятия, пока не найду соответствующую мелодию на диске. Обычно это релакс. И, знаете, дети меняются на глазах. Они сидят и спокойно выполняют все задания без лишних вопросов. До их мозга все «доходит» сразу. Они не переутомляются, они не напряжены и не зациклены в работе с чем-либо. У них все идет по течению. И, самое немаловажное это то, что они не устают. Мозг не перезагружается и не перенапрягается. А все благодаря классической музыке и музыке-релакс. И каждый раз меня посещают мысли, что очень жаль, что у нас городе нет специалистов по обучению игры на скрипке, например. А это бы не помешало нашим детям. Ведь именно это их учит настойчивости, воспитанности и ответственности, усидчивости и щепетильности. Ребенок становится смышленым и добрым. Если вы попробуете начать играть на музыкальном инструменте, вы поймете, что стали более восприимчивыми и к другому обучению. Но это только мои мысли…
Ребёнку проще запомнить образ, чем, например, цифры. И также, например, дети на прогулке с легкостью запоминают марки машин. Благо, у нас участок позволяет это делать. Ребенок наделен таким качеством, которое позволяет ему по образам запоминать предметы. Но это качество не имеет ничего общего с анализированием. Например, точно также ребенок запоминает лицо соей мамы в младенчестве! И именно поэтому не увлекайтесь муторным зубрением и монотонными учениями. Это только вред. Например, мы в группе поем алфавит! И ни в коем случае, не зубрим. Происходит это просто: с указкой ребенок показывая букву в алфавитном порядке пропевает песенку:
«А», «Б», «В.», «Г», «Д»,
«Е», «Ё», «Ж», «З», «И»…
Это намного легче, чем простой алфавит, и интереснее. Опять таки, не напрягается мозг ребенка. Ребенок обладает замечательной образной памятью.
Полилингвальность. В своей работе с детьми я использую несколько языков: русский (родной), татарский (т.к. живу в Татарстане) и английский (т.к. помню его со школы). И что самое интересное, что дети не путаются изучая несколько языков одновременно, это им доставляет удовольствие. Они поглощают перевод одного и того же слова с таким трепетом, что кажется, что они слышат его каждый раз как первый раз: они хотят «впитать» его снова и снова. И употребляют эти слова они правильно. Потому что слышат мой непринужденный перевод ежедневно. Закреплять нужно всегда. Есть множество наших мультфильмов переведенных на татарский и английский языки. Это меня радует. А дети просто расслабляются смотря их, и только я знаю, что они снова и снова «впитывают» полилингвальность в обучении.
Чтение. Ежедневно все больше и больше убеждаюсь в том, что чем больше мы читаем детям, тем вдумчивее они нас слушают. С каждым днём реакция детей на слушание рассказа, сказок более выразительна. В их глазах осознанно создаются образы, картинки прочитанных мною строк. А знаете, как приятно наблюдать это в детских глазах! Они наполнены смыслом. И эти маленькие глазки уже не просто милые, они – умные. Я в своей работе по много раз перечитываю один и тот же рассказ. А знаете для чего? Когда ребенок услышал рассказ в первый раз, у него осталась частичка понятого из этого рассказа в голове. Только частичка! Уверяю вас, он не понял самого смысла рассказа. А вот, когда мы перечитываем снова и снова, у ребенка в голове выстраивается та самая логическая цепочка мыслей, которая и помогает ему понять весь глубокий смысл этого рассказа. И остается это в голове навсегда. При этом, кстати, не могу не отметить, что ребенок затрачивает минимум энергии и сил, что при чтении совершенно не нужно. Поэтому, не ленитесь, перечитывайте. Особенно, если дети сами это просят. Он сам начинает мыслить и делать выводы. Смею заметить, что делает он это практически без помощи взрослого. Он сам взрослеет и обогащает свой ум в процессе мышления.
Чем раньше, тем лучше. Мы не всегда до мельчайших подробностей замечаем, как растут наши дети, потому что видим их каждый день. Это факт. И чем раньше мы поймем, что ребенок должен развиваться не только в детском саду, но и за его пределами, тем нам всем будет лучше. Уже давно Жаном Пиаже - швейцарским специалистом по психологии развития было доказано: чем раньше, тем лучше. А американский психолог Макгроу провела эксперимент с двумя близнецами. Она научила их кататься на коньках, когда одному было 11 месяцев, а другому – 22 месяца. Результаты оказались неодинаковыми. Ребенок, которого научили раньше, преуспел гораздо больше. Также и в нашем случае, своих воспитанников стараюсь записать на всевозможные кружки в детском саду. Радует то, что родители не против, а наоборот – за. Помимо занятий в течение дня ребенок усваивает то, что написано в плане работы воспитателя. А нам надо больше. Мы помним об этом. Об этом же помнит и мозг ребенка – он не устал и хочет большего. Ребенок развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Родители, а как часто бывает - мы, воспитатели должны очень внимательно наблюдать за тем, что и когда необходимо ребенку, что ему интересно, потому что именно мы и родители ближе всех к нему. Главное, не упустить момент и направить ребенка в правильное русло. Например, я каждое утро слышу девочку, которая пока в группу к себе по лестнице поднимается, песни напевает. Это нужно заметить. Не упустить шанс. И так с каждым ребенком. У каждого в определенный отрезок времени мы что-нибудь да заметим. Главное, присматриваться к своим детям. Это я часто говорю родителям этих детей. Не нужно ждать, когда ребенок в школу пойдет. Многие думают, вот там и отдам на кружок. Это слишком поздно.
На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи. Дети – это не то, что мы им ежедневно объясняем, доказываем, дети – это наше поведение. Наши поступки, наши реакции. Именно поэтому каждому из нас стоит держаться большим молодцом, чтоб не оставить неизгладимое впечатление на детской психике. Взрослея, дети подражают нам, всем тем, кого они знали, когда были малышами. Именно поэтому, дорогие педагоги, все мы мамы и хозяйки, показывайте, как нужно жить и любить правильно. Убраться в группе, так без лишних слов упрека и только все вместе, любить, так всех, а не того или вон того. Любить нужно каждому ребенку каждого ребенка. Их нужно учить этому, показывая это на своем примере. Сколько раз было замечено мной, как меняется отношение детей к некогда «нелюбимому тихоне», когда начинаешь на занятиях хвалить его работу. Дети принимают его «своим». И дети открываются и сами начинают любить. Это переворот в их душе. На всю жизнь, они будут помнить, что можно любить от души всех и каждого. Хоть и по-своему.
Почаще обнимайте своих воспитанников! Здравый смысл дает понять, что общение ребенка и воспитателя через тактильное общение, очень важно для его умственного развития. Он чувствует себя защищенным от сверстников, которые могут ему навредить словом, например засмеять его работу, защищен и от самого себя - срабатывает реакция на защиту от стресса. Он защищен, а значит, расслаблен, а это значит то, что он свободно и спокойно понимает новый материал. Ведь главный защитник здесь. Он воспитатель. Он поможет и словом и делом. Мне хочется, чтобы у каждого ребенка было достаточно этого общения, соприкосновения, я вижу в этом важнейших фактор формирования отзывчивого человека. Поэтому, чаще обнимайте и касайтесь своих воспитанников. Помогает. Им и нам – педагогам. Вместо того, чтоб прикрикнуть на ребенка, мы сами того не понимая, включаем режим «релакс», режим добра. Будьте смелее – обнимайте детей! Еще чаще.
Не бойтесь брать детей с собой. При выходе на прогулку, я чаще стараюсь не пройти мимо клумбы с цветами. И дети знают – это наш цветник. А знаете, какое удовольствие им доставляет помочь воспитателю с цветами?! Они рады, тому, что могут оказать помощь. И так дружно работают, что слеза наворачивается. И тогда ты понимаешь, ты воспитываешь в них Человека. Мы и поливали вечером вместе и рыхлили и букеты собирали на дни рожденья сверстникам! Свои цветы – своим детям! Дети «наполняются» как сосуды добротой, нежностью, заботой, лаской. Они впитывают все это через труд. Это и оказывает положительное развивающее влияние на ребенка.
Время сна. Это то, о чем я могу рассказывать часами. Наступает тихий час. И знаете, что делаю я?! Я включаю музыку. Да-да, музыку. И весь тихий час у нас проходит под музыку, спокойную, тихую, приятную музыку. Дети расслаблены, сон крепкий и здоровый. Интересовалась у родителей, как спят днем их детки. Ответ меня немного удивил. Одни говорили, дети не спят днем – не уложишь, другие дети спали под телевизор. С Советском Союзе был такой метод – метод обучения во сне. Очевидно, что в состоянии полусна человек, слушающий записанную на диктофон информацию, запоминает ее и она остается у него в подсознании. И представьте себе, спит ребенок под телевизор… Не хочу об этом говорить. Поговорим о том, что я придумала делать с детьми в состоянии сна. Я включаю им сказки и стихи, рассказы и музыку со словами. Даже те дети, которым часа сна достаточно, просыпаясь, не лежат зря, а слушают и запоминают стихи и рассказы. Вот, что здорово!
Заставляйте играть интересно. В вечернее время практически нет занятий. Дети играют. Посмотрите, как скучно они это делают. Игровая зона, кухня, девочки играют в хозяек. Мальчики ремонтируют что-то для них инструментами. Скука. И тут я стала вспоминать свое детство: шалаши, мамины платья, стулья в ряды, подушки – крепость. Достаю огромную занавеску. Даю детям, они не знают, что с ней такого сделать можно. Приходится помогать. Сделали шалаш. Главное, не результат, главное – процесс. В процессе участвовали все, даже наши тихони. Это формирование коллектива. Это помощь для общего дела. Это интересно, в конце концов!
Я очень надеюсь, что мои труды принесут кому-то пользу. Надеюсь, что мои слова были понятны для вас, дорогие педагоги. Надеюсь, что смогла убедить вас в важности своевременного развития ребенка. Ведь, если немы, то кто же? Знайте, у вас все получится! Успехов и радости от общения с детьми!