Просмотр содержимого документа
«Статья "Сказкотерапия как средство эстетического воспитания дошкольников"»
Бессмертная Нина
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Еще древние римляне говорили, что «корень учения горек». Но многие родители, воспитатели, педагоги постоянно задаются вопросом: как же избежать в обучении горьких слез детей и не только изменить вкус «горького корня», но и вызвать у детей вполне здоровый аппетит к обучению? И здесь нам на помощь приходит сказка.
Сказкотерапией люди занимались с древних времен, но в отдельный метод сказкотерапия была выделена совсем недавно, в начале 90-х годов XX века. В XX веке изучением сказки начинают заниматься многие исследователи, обращая внимание на ее глубинный смысл для человека, на ее мощное воспитательное, терапевтическое, коррекционное воздействие.
Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
В сказкотерапевтическом процессе используется пять видов сказок, которые трансформируются под определенную ситуацию — художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные сказки.
Разнообразие видов сказок и направлений в работе с ними позволяет воспитателям и педагогам дошкольного образования применять метод сказкотерапии в эстетическом воспитании. Например, аналитическое направление и сочинение сказки можно рекомендовать к применению на занятиях по художественно-речевой деятельности, музыкальных занятиях (например, при прослушивании и анализе музыкальной сказки; в музыкально-игровой деятельности); сочинение сказки, пересказ - в подготовительном этапе театральной постановки, на занятиях по изобразительной деятельности (задание - изобрази прослушанную сказку, нарисуй любимого героя); сказочную имидж-терапию и переписывание сказки - в художественной деятельности, в быту и на праздниках.
Сказкотерапию можно рассматривать и как часть арттерапии. Арттерапия - это терапия искусством, забота о душевном состоянии с помощью искусства. Арттерапия связана со многими видами творчества - от изобразительной деятельности до театрализованных постановок. Таким образом с помощью арттерапии можно использовать любую необходимую сказку для психотерапевтической проработки и эстетического воспитания.
Подводя итог, важно напомнить, что все дети, как и взрослые, очень разные. К каждому нужно найти свой подход, свой ключ. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, с ним всегда надо двигаться; третий - любит что-то мастерить своими руками, четвертый - рисовать. Комбинируя различные приемы сказкотерапии в эстетическом воспитании, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, эмоции и чувства, с аналогами которых он столкнется в реальной жизни, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, научить воспринимать и ценить красоту окружающей его действительности и не бояться преподносить в мир свое творчество, элементы прекрасного как отражение его внутреннего мира.