kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Башкирские народные игры,как залог здорового образа жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья будет полезна воспитателям,родителям и стуентам ВУЗа. В ней описана значимость народных башкирских игр для здоровья детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Башкирские народные игры,как залог здорового образа жизни"»

Башкирские народные игры, как залог здорового образа жизни.



Повышенная двигательная активность — биологическая потребность ребенка, она совершенно необходима для нормального роста и развития. Большим подспорьем в решении проблемы организации отдыха младших школьников и проведением динамической паузы между занятиями, могут стать подвижные башкирские игры. Народная игра является традиционным средством педагогики, а по определению И. Галяутдинова, выполняет такие важнейшие функции, как: — коммуникативную: освоение диалектики общения; — терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; — диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; — коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; — межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей; — развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить детей, пробудить интерес к знаниям); — социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. В нем сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. Одним из таких средств воспитания является народная игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры — важнейший вид детской деятельности, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Игры народные башкирские — импровизируют жизненные ситуации и явления, часто в поэтико-словесной форме, связаны с историей народа, его трудовой и общественной деятельностью, бытом и обычаями. Содержат элементы музыкально-поэтического фольклора, танца, театральностью. Игры делятся на детские и взрослые, сюжетные с наличием персонажей и ролей — «Ведьмы» («Убыр эбей»), «Прячу платочек» («Йэшерэм йяулык») и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания «Белый тополь, синий тополь» («Ак тирэк, кук тирэк»", «Липкие пенечки» («Йэбешкэк букэндэр»). Выделяются игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц, например, «Игра кукушек» («Кэккук уйыны»). Особое место занимают спортивные игры: бег наперегонки «Йугереш», бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканного полотенца. «Ак тирек, кук тирэк» (Белый тополь, синий тополь): Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?» Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы». Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед». Первая команда просит: «Дайте нам сахар». Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?» Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь». Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?» Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков". Юрта (Тирмэ). В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором висит платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту. Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр) 3−4 игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Задетые становятся пеньками. Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест. Стрелок (Уксы) Проводятся 2 параллельные линии на расстоянии 10−15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. один игрок — стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то этот не считается попаданием. Игры широко используются и на больших праздниках — на свадьбах, в танцах и спектаклях, на любимом празднике башкир и татар — сабантуях. Сабантуй — ежегодный праздник, посвящённый началу земледельческих работ. Кроме традиционных состязаний (перетягивания каната, куреш — борьба, лазание на намыленный шест, конные скачки, бег в мешках) были популярны и юмористические состязания — разбивание глиняных горшков с завязанными глазами, бой с мешками, доставание монеты со дна ведра с молоком. Перетягивание каната Делимся на 2 команды. Двумя руками беремся за концы каната. Перетянуть противника на свою сторону (за черту, которая чертится мелом в центре зала). 3. Есть один любимый праздник, который мы проводим после окончания весенних полевых работ. Этот праздник очень любят в нашей республике. Даже его проводят теперь и в Москве, других городах России. Какой это праздник? (Сабантуй). Сабан — в переводе с башкирского языка означает луг, это праздник плуга. — Вы бывали на таком празднике? — Какие игры вам больше всего понравились? Бег с яйцом 2 команды. Всем игрокам вручаются деревянные ложки. Первым игрокам в ложки кладется по яйцу (сваренное). По сигналу первые игроки берут в рот ложку с яйцом и бегут до отметки, вернувшись в команду, передают яйцо 2-м игрокам. Правила для играющих были известны и передавались от деда к отцу, от отца — к сыну. Такие правила развивают умение дружить, играть в коллективе, болеть за свою команду, дух соперничества должен быть здоровым, уметь достойно проигрывать, и многие качества, которые воспитывают детей, которые пригодятся в будущем. 1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре — закон. 2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил). 3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води). 4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам. 5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного. 6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе. 7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший. 8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы — противники, вне игры — товарищи. 9. Проиграл, — не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече. 10. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу. 11. Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы. 12. Судьей должны быть довольны, и победители и побежденные. 13. Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок. В рамках воспитания основ толерантности в детях, в школах России дети знакомятся с национальностями и играми народов (из конспекта «Консультация для воспитателей и родителей» ГБДОУ детского сада № 12 Красносельского района Санкт-Петербурга): Народы — как одна семья, Хотя язык их разный. Все — дочери и сыновья Страны своей прекрасной. Наиболее любимый вид игры детей — подвижная игра. Любимое место игр — на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств. Краткая история республики и традиций, рассказанная для детей на доступном языке, запоминается лучше в школьном возрасте, когда у детей замечательный возраст «почемучек», когда им все интересно и запоминается надолго. Курай (Дудочка) Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова: «Услыхали наш курай, Собрались мы все сюда. Наигравшись с кураистом, Разбежались кто куда. Хай, хай, хай, хай На зеленом, на лугу Мы попляшем под курай, Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова: «Ты, курай задорный, веселей играй. Тех, кто лучше пляшет, выбирай» Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим. Правила: разбегаться только после окончание слов. Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В любое время года можно вводить элементы игр в зале на уроках физкультуры. В работе Хисаметдиновой Юндуз Рамилевны, учительницы начальных классов, мероприятие открывается с такими словами: «Каждый народ, живущий в Башкортостане, имеет свои корни, традиции. Наша с вами задача состоит в том, чтобы стараться не забывать то, что создавал народ веками и уважать наследие других народов, проживающих в Башкортостане» и чтением стихотворения о родине: Башкортостан — чудесная земля! Кругом сады — зелёные поля! На зорьке тихо солнце ясное встаёт, Как белый лебедь, Агидель плывёт. Башкортостан — родная сторона, Она добром и солнцем полна. (Ф. Губайдуллина), которое после небольшого вступления переходит в игровую часть урока, подробно описывает некоторые игр: В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, хорошо знающей культуру, историю, обычаи народа Таким образом, использованием игр народов России можно не только обогатить общие знания о республиках, но и решать несколько задач одновременно: воспитательную, образовательную, нравственную, здоровьесберегающую, поэтико-этическую, энциклопедическую, развивающую и интернациональную. Следовательно, народная игра является средством всестороннего воспитания и Народная игра является традиционным средством педагогики, а по определению И. Галяутдинова, выполняет такие важнейшие функции, как: — коммуникативную: освоение диалектики общения; — терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; — диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; — коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; — межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей; — развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить детей, пробудить интерес к знаниям); — социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. В нем сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. Одним из таких средств воспитания является народная игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры — важнейший вид детской деятельности, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Игры народные башкирские — импровизируют жизненные ситуации и явления, часто в поэтико-словесной форме, связаны с историей народа, его трудовой и общественной деятельностью, бытом и обычаями. Содержат элементы музыкально-поэтического фольклора, танца, театральностью. Игры делятся на детские и взрослые, сюжетные с наличием персонажей и ролей — «Ведьмы» («Убыр эбей»), «Прячу платочек» («Йэшерэм йяулык») и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания «Белый тополь, синий тополь» («Ак тирэк, кук тирэк»", «Липкие пенечки» («Йэбешкэк букэндэр»). Выделяются игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц, например, «Игра кукушек» («Кэккук уйыны»). Особое место занимают спортивные игры: бег наперегонки «Йугереш», бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканного полотенца. «Ак тирек, кук тирэк» (Белый тополь, синий тополь): Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?» Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы». Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед». Первая команда просит: «Дайте нам сахар». Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?» Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь». Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?» Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков". Юрта (Тирмэ). В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором висит платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту. Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр) 3−4 игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Задетые становятся пеньками. Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест. Стрелок (Уксы) Проводятся 2 параллельные линии на расстоянии 10−15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. один игрок — стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то этот не считается попаданием. Игры широко используются и на больших праздниках — на свадьбах, в танцах и спектаклях, на любимом празднике башкир и татар — сабантуях. Сабантуй — ежегодный праздник, посвящённый началу земледельческих работ. Кроме традиционных состязаний (перетягивания каната, куреш — борьба, лазание на намыленный шест, конные скачки, бег в мешках) были популярны и юмористические состязания — разбивание глиняных горшков с завязанными глазами, бой с мешками, доставание монеты со дна ведра с молоком. Перетягивание каната Делимся на 2 команды. Двумя руками беремся за концы каната. Перетянуть противника на свою сторону (за черту, которая чертится мелом в центре зала). 3. Есть один любимый праздник, который мы проводим после окончания весенних полевых работ. Этот праздник очень любят в нашей республике. Даже его проводят теперь и в Москве, других городах России. Какой это праздник? (Сабантуй). Сабан — в переводе с башкирского языка означает луг, это праздник плуга. — Вы бывали на таком празднике? — Какие игры вам больше всего понравились? Бег с яйцом 2 команды. Всем игрокам вручаются деревянные ложки. Первым игрокам в ложки кладется по яйцу (сваренное). По сигналу первые игроки берут в рот ложку с яйцом и бегут до отметки, вернувшись в команду, передают яйцо 2-м игрокам. Правила для играющих были известны и передавались от деда к отцу, от отца — к сыну. Такие правила развивают умение дружить, играть в коллективе, болеть за свою команду, дух соперничества должен быть здоровым, уметь достойно проигрывать, и многие качества, которые воспитывают детей, которые пригодятся в будущем. 1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре — закон. 2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил). 3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води). 4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам. 5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного. 6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе. 7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший. 8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы — противники, вне игры — товарищи. 9. Проиграл, — не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече. 10. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу. 11. Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы. 12. Судьей должны быть довольны, и победители и побежденные. 13. Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок. В рамках воспитания основ толерантности в детях, в школах России дети знакомятся с национальностями и играми народов (из конспекта «Консультация для воспитателей и родителей» ГБДОУ детского сада № 12 Красносельского района Санкт-Петербурга): Народы — как одна семья, Хотя язык их разный. Все — дочери и сыновья Страны своей прекрасной. Наиболее любимый вид игры детей — подвижная игра. Любимое место игр — на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств. Краткая история республики и традиций, рассказанная для детей на доступном языке, запоминается лучше в школьном возрасте, когда у детей замечательный возраст «почемучек», когда им все интересно и запоминается надолго. Курай (Дудочка) Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова: «Услыхали наш курай, Собрались мы все сюда. Наигравшись с кураистом, Разбежались кто куда. Хай, хай, хай, хай На зеленом, на лугу Мы попляшем под курай, Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова: «Ты, курай задорный, веселей играй. Тех, кто лучше пляшет, выбирай» Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим. Правила: разбегаться только после окончание слов. Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В любое время года можно вводить элементы игр в зале на уроках физкультуры. В работе Хисаметдиновой Юндуз Рамилевны, учительницы начальных классов, мероприятие открывается с такими словами: «Каждый народ, живущий в Башкортостане, имеет свои корни, традиции. Наша с вами задача состоит в том, чтобы стараться не забывать то, что создавал народ веками и уважать наследие других народов, проживающих в Башкортостане» и чтением стихотворения о родине: Башкортостан — чудесная земля! Кругом сады — зелёные поля! На зорьке тихо солнце ясное встаёт, Как белый лебедь, Агидель плывёт. Башкортостан — родная сторона, Она добром и солнцем полна. (Ф. Губайдуллина), которое после небольшого вступления переходит в игровую часть урока, подробно описывает некоторые игр: В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, хорошо знающей культуру, историю, обычаи народа Таким образом, использованием игр народов России можно не только обогатить общие знания о республиках, но и решать несколько задач одновременно: воспитательную, образовательную, нравственную, здоровьесберегающую, поэтико-этическую, энциклопедическую, развивающую и интернациональную. Следовательно, народная игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Статья "Башкирские народные игры,как залог здорового образа жизни"

Автор: Александрова Рита Закировна

Дата: 16.10.2018

Номер свидетельства: 480891


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства