Просмотр содержимого документа
«Статья: Формирование изодеятельности у слабослышащих дошкольников.»
Голуб К.И., магистрант II курса
Научный руководитель:
доцент Никоненко З.А.
ПГУ им. Т.Г. Шевченко
Значение изобразительной деятельности в развитии детей с нарушениями слуха
В современном обществе наблюдается увеличение количества детей с проблемами в психофизическом развитии среди которых особое место занимают дети с нарушениями слуха разной степени тяжести. Отечественная и зарубежная статистика показывает, что число детей у которых наблюдается отсутствие или понижение функций слухового анализатора не снижается.
Научный интерес к проблеме и начало систематизации научных знаний о детях с нарушениями слуха и о возможностях их образования в отечественной сурдопедагогике заложены В.И. Флери, Г.А. Гурцевым, И.Я. Селезневым, Ф.А. Рау и деятельностью многих других сурдопедагогов. Особенности психологического развития и удовлетворения их образовательных потребностей находятся в поле исследования современной специальной педагогики, психологии и медицины. Большое значение для теории и практики педагогической работы с детьми у которых страдает слуховое восприятие, вследствие органических поражений органа слуха, имеют экспериментальные исследования Л.С. Выготского в которых были раскрыты возможности компенсаторных механизмов центральной нервной системы этих детей [1].
Исследования А.А. Венгер, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева показали, что потеря слуха создает трудности в приобретении жизненного опыта, овладении продуктивными видами деятельности и становлении познавательных процессов. Дети с нарушенным слухом испытывают трудности в мысленном оперировании образами в их преобразовании и затрудняются в овладении основными видами деятельности, соответствующих их возрасту [2].
Одним из видов продуктивной деятельности в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность. Это один из самых интересных для детей вид деятельности, который глубоко волнует ребенка и вызывает положительные эмоции. Исследованиями изобразительных возможностей детей с нарушениями слуха проведенными Т.И. Обуховой, А.А. Катаевой, Л.А. Головчиц, доказано, что на становление изобразительной деятельности, на формирование изобразительных умений этих детей отрицательно влияет сенсорная депривация, дефицит эмоционального общения и ограниченность слуховых представлений о явлениях окружающего мира [3].
Цель нашего исследования заключалась в определении значения изобразительной деятельностью для развития детей с нарушениями слуха.
Анализ научных литературных источников показал, что у детей с нарушениями слуха изобразительная деятельность имеет свои особенности, которые выражаются в том, что у них наблюдается более позднее становление предметного рисунка, бедное его содержание, большое количество стереотипных изображений. По сравнению со слышащими сверстниками у них к трем годам еще нет попыток тематического рисования (появляется к 4-5 годам) или соотнесения непонятных (незнакомых) изображений с реальными предметами или игрушками. Сюжетные изображения, рисование по замыслу появляются намного позже и остаются достаточно примитивными и ограниченными.Наблюдается более позднее, чем у слышащих сверстников, формирование зрительного и тактильно-двигательного восприятия, зрительных и двигательных представлений.
Вместе с тем исследователями проблемы отмечается, что слабослышащие дети довольно точно копируют образцы предлагаемых изображений, выполненные другими и многократно воспроизводят их без внесения своих изменений, дополнения элементов изображения. Уже в дошкольном возрасте наблюдается склонность к точному и тщательному выделению (прорисовыванию, дополнению) элементов, предметов и мелких деталей. Г.Г. Григорьеваотмечает, что причинами таких особенностей в изображении (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании) являются особенности и степень познавательного развития, обусловленные нарушениями органа слуха и слухового восприятия. А также более позднее, чем у нормально слышащих, становление предметной, игровой и других видов детской деятельности [4].
Е.С. Маслова отмечает, что, являясь одним из важнейших средств познания окружающего мира изобразительная деятельность способствует развитию эстетического восприятия, помогает ориентироваться в пространстве, совершенствует все психические функции, формирует речь и стимулирует развитие коммуникативных возможностей ребенка. Продуктивность изобразительной деятельности предоставляет слабослышащих детям возможность без слов выражать свои мысли, проявлять чувства, облегчить и преодолеть неприятные переживания, проявить фантазию, способствует изменению поведения и помогает раскрыть свой креативный потенциал. Развиваются познавательные интересы, мелко-моторные функции. Изобразительное творчество помогает понять действия других детей, научиться владеть собой; устранить коммуникационные барьеры и эмоциональные преграды. Овладеть уверенностью в себе и своих силах [5].
В ходе исследования мы проводили наблюдения за детьми, когда они занимались изобразительной деятельностью. Следует отметить что, выполняя действия с различными материалами, дети приобретали ощущения структуры материала, степени его пластичности, температуры, влажности (глина, краски, бумага, гуашь, конструктор). Манипулирование инструментами способствовало развитию мелкой моторика, точности, качеству, силе действий, ручной умелости (клей, кисть из жесткой щетины, мягкая тряпочка, карандаши, ножницы), учились обращаться с оборудованием целевого назначения (мольберты, подставки, дощечки).
В процессе изобразительной деятельности активизировался пассивный словарный запас: употреблялись слова, обозначающие свойства, качество того или иного материала, способы действия с ним, координировались движения глаз и рук. Проявлялось желание и стремление подражать действиям и работам, выполняемым взрослыми и другими детьми.
В теории и методике обучения дошкольников изобразительной деятельности обозначены необходимые условия, направленные на уменьшение и (или) устранение отклонений развития и позволяющие обеспечить детям с нарушениями слуха полноценное умственное эстетическое и эмоционально-волевое развитие. На наш взгляд такими условиями прежде всего является правильно организованный коррекционно-педагогический процесс и опора на сохранные анализаторы: зрительный, двигательный, тактильный и на осязание и обоняние.
Важным условием организации коррекционного воздействия является опора на потенциальные возможности и индивидуальные способности к изобразительной деятельности ребенка, вера в его силы и возможности. А также знание психофизических особенностей донной категории детей, что позволяет выделять общепедагогические и коррекционные задачи воспитательно-образовательной работы, решаемые с помощью всех участников педагогического процесса в ходе совместной либо самостоятельной изобразительной деятельности ребенка.
Наши исследование в группе для слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с целью анализа условий в которых ведется коррекционно-образовательный процесс показало, что немаловажным условиям, которое способствует эффективному развитию и удовлетворению образовательных потребностей детей с нарушениями слуха, является практическая направленность и продукт изобразительных действий (результат). В рисовании это предметны, сюжетные и декоративные изображения. В лепке - выполненные предметные изделия, в аппликации различные узоры, украшенные предметы, в конструировании – изделия из бумаги и других материалов. Эти продукты изобразительной деятельности дети любят рассматривать, играть с ними, использовать в играх. Тем самым видеть результаты своего труда, гордиться ними, дарить их, находить им применение по собственному усмотрению
Значение изобразительной деятельности заключается в том, что она позволяет расширять чувственный опыт ребенка, создавать ситуацию успеха, помогает слабослышащему ребенку полноценно воспринимать окружающий мир, выделять необходимые предметы и явления их свойства и назначение. На основе чувственного образа и изобразительных действий формируются необходимые для слабослышащего представления об окружающем.
Таким образом изобразительная деятельность способствует развитию детей с нарушениями слуха, имеет коррекционно-педагогическое значение и является средством обеспечения особых образовательных потребностей данной категории детей при обязательном обеспечении необходимых условий. Изобразительную деятельность необходимо рассматривать как средство развития детей с нарушениями слуха. Благодаря этому творческому виду деятельности у ребенка развиваются творческие способности, специальные умения и навыки. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.
Литература
Л.С. Выготский Психология развития человека. М., Изд-во Эксмо. 2005. – 1136 с.
Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности /А.А. Венгер, АПН, институт дефектологии. 1972. – 156 с.
Катаева А.А. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха [Текст] / А.А. Катаева, Л.А. Головчиц, Т.И. Обухова // Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. - М. 1993.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М., 1999.
Маслова Е.С. Изучение изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Е.С. Маслова // Дефектология. - 2008. - №6. - С. 53-60.