kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Исследовательская активность - естественное состояние ребенка дошкольника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская активность  - естественное состояние ребенка докольника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Исследовательская активность - естественное состояние ребенка дошкольника"»

Статья: "Исследовательская активность – естественное состояние ребенка дошкольника ".

Автор: Хахалева Нина Константиновна, воспитатель, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 295 Красноармейского района Волгограда»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму". Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все его органы чувств. Уже доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше ребенок ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, то есть участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности.

Важно создать благоприятные условия и творческую среду для детского экспериментирования. В нашей группе мы оборудовали экологический центр в соответствии возрасту и требованиям детей и требованиям Сан ПиНа. Там же мы организовали "Мини – лабораторию", в которой дети чувствуют себя учеными, исследователями, а педагоги являются равноправными партнерами, соучастниками деятельности, что позволяет детям проявлять собственную познавательную активность. Лаборатория оснащена материалом и специальным оборудованием, которые позволяют проводить долгосрочные наблюдения, экспериментирования.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательной активности, мы заметили, что успешны такие приемы, как картосхемы, алгоритмы, рабочие листы, решение проблемных ситуаций с персонажами.

Очень важно сделать в начале года перспективное планирование экспериментальной деятельности дошкольников. Планирование включает в себя:

- экспериментирующую деятельность, организованную педагогом,

- познавательные занятия с элементами экспериментирования,

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми,

- долгосрочные наблюдения – эксперименты.

Методы экспериментальной деятельности:

1. наглядные: наблюдения, распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений.

2. Практические: опытническая деятельность.

3.Словестные: рассказ педагога. Основная задача – создать у детей яркие и точные представления о событиях и явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение у детей.

Формы экспериментальной деятельности:

1.Совместная деятельность педагога и воспитанников.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3.Занятия (итоговая форма работы по исследовательской проблеме).

Так, в процессе детского экспериментирования, дети учатся:

1. Видеть и выделять проблему.

2. Принимать и ставить цели.

3. Фиксировать результат.

Детские проекты также включают основные элементы исследования:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), выработка гипотез, поиски и предложение возможных вариантов решения, сбор материалов, обобщение полученных данных, защита проекта.

Толчком к началу детского проектирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем – то проблема. Чем больше ребенок задает вопросов, тем лучше. Поэтому проектно – исследовательская деятельность занимает большое место в системе работы в детском саду.

Дети по природе исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматривают как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира, он хочет его познать, исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Реализация поставленных задач возможна лишь при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Родителям предлагаются рекомендации по организации интересных опытов в домашних условиях, консультации, ширмы, папки – передвижки.

В заключении мне хотелось привести слова А. Сухомлинского "Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвращаться к тому, что он узнал".


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Статья "Исследовательская активность - естественное состояние ребенка дошкольника"

Автор: Хахалева Нина Константиновна

Дата: 07.12.2019

Номер свидетельства: 530753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Статья "Формирование эколого-краеведческой компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_formirovaniie_ekologho_kraieviedchieskoi_kompietientnosti_u_doshkol_niko"
    ["file_id"] => string(6) "387651"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486207071"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
    ["file_id"] => string(6) "387636"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486204418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Статья «Экспериментирование как средство познания окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(78) "stat_ia_ekspierimientirovaniie_kak_sriedstvo_poznaniia_okruzhaiushchiegho_mira"
    ["file_id"] => string(6) "351128"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477072889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства