Просмотр содержимого документа
«Статья "Коучинг высокой эффективности в образовательном учреждении с целью достижения нового качества образования»
Коучинг высокой эффективности в образовательном учреждениис целью достижения нового качества образования
В современном мире, в связи с пересмотром приоритетов как в жизни, так и в образовательном пространстве, предъявляются новые требования к личности педагогов, к результативности образовательной деятельности.
Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность воспитанников, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами этой деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых путей для решения задач и получения знаний и определения их через исследование. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность ребенка, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.
Принцип компетентностного подхода состоит в том, чтобы развить способность к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт педагогов.
Педагогов необходимо готовить к возможным переменам, развивая у них такие качества как конструктивность, мобильность, динамизм. Современное образование требует универсального специалиста, т.е человека, способного менять способы и сферы своей деятельности в соответствии с запросами общества. В настоящее время от педагога требуют не только быть профессионалом в своей области, но и обладать умением работать в команде, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, быть способным к инновациям, грамотно планировать повышение собственной компетентности. У специалиста должны присутствовать такие качества как готовность к перегрузкам, психологическая устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям, навык самоорганизации.
Все это послужило определенным рычагом к введению в учреждении новой современной формы организации обучения - предметно-средовой (ситуативной) модели, в виде структурного подразделения «Центр игровой поддержки ребенка». В нее включены: студия «Песочная терапия», экспериментальная лаборатория «Наураша», клуб интеллектуального развития «Предшкольная пора», центр «Школа безопасности».
Данная модель предполагает использование новых педагогических технологий в процессе обучения, организации образовательной деятельности. Кроме того важным аспектом является осознание новой роли педагога в образовательной деятельности.
Кадровый мониторинг существующих педагогических ресурсов показал, что педагоги детского сада имеют низкую профессиональную активность. Инициатива профессионального роста педагогов исходит от администрации образовательного учреждения путем директивных методов и форм в соответствии с целевыми ориентирами самого учреждения.
Предметное исследование мотивации профессионального развития педагогов1, способности педагогов к профессиональному развитию2, факторов стимулирующих обучение и препятствующие саморазвитию педагогов3 показало у большинства педагогов низкий уровень внутренней мотивации профессионального роста (52%), стремления к саморазвитию (58%), ориентация на развитие сильно зависит от условий у 72%.
Факторами, препятствующими профессиональному формированию педагога, прежде всего, являются личностные: собственная инерция, недостаток времени, ограниченные ресурсы.
Перед руководством возникла задача: как в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования спроектировать в учреждении образовательную среду, содействующую повышению качества образования всех участников образовательной деятельности и стимулирующую формирование интегративных качеств дошкольника. Ознакомившись с инновационными подходами, было принято решение запустить инновационную площадку, реализующую проект «Создание коуч-среды в дошкольном образовательном учреждении»
Коучинг как современная технология позволит подготовить новое поколение специалистов: уверенных, самодостаточных, целеустремлённых, позитивных, умеющих жить и работать в гармонии с самим собой. Коучинг (от англ. coaching – тренерство) – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей. (Определение принадлежит основоположнику коучинга Джону Уитмору.)
Новые образовательные стандарты предполагают личностно-ориентированный подход в обучении. Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности, для максимизации собственной производительности и эффективности. Коучинг – это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах; эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления (Тимоти Голви). Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики, психологии и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни, в различных сферах производственной деятельности.
На современном этапе, говоря о коучинге в образовании, точнее будет использовать термин «коучинговый подход». Особенности коучинга в образовательной деятельности заключаются в том, что взаимодействие «педагог-ребенок-родитель» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного ребенка, а следовательно, и имеют большой эффект. Воспитатель-коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений образовательных задач, раскрывая творческий потенциал, поддерживая и способствуя достижению положительных результатов.
В рамках реализации проекта «Создание коуч-среды в дошкольном образовательном учреждении» было проведено несколько обучающих мероприятий с целью познакомить педагогов с основными принципами, навыками и шагами коучинга, а также отработать основные техники, направленные на развитие способностей человека, овладение навыком «научиться учиться».
На первом этапе создания коуч-среды в нашем образовательном учреждении главными и значимыми результатами являются следующие:
повышение мотивации у педагогов к саморазвитию и развитию педагогических компетенций;
создание положительного эмоционального настроя в коллективе;
создание доверительных отношений между педагогом и ребенком;
использование коуч-подхода при консультировании родителей
принятие основных принципов коучинга, направленных на формирование позитивного отношения к изменениям в окружающей действительности
Работа с педагогами над подготовкой к занятиям проходит в несколько этапов:
Постановка цели и задач.
Планирование способов достижения наилучших результатов.
Анализ алгоритма действий.
Проведение занятия.
Рефлексия.
При написании конспекта занятий особое внимание уделяется технике задавания «открытых» вопросов, стимулирующих творческий подход и повышение уровня мотивации у ребенка к участию в образовательной деятельности. Кроме того внимание уделяется «коуч-позиции» педагога, для
минимизации директивного способа взаимодействия.
Большинство бизнес-компаний, проводя обучение и повышение квалификации работников, уделяют внимание не только повышению профессиональных качеств, но и гармонизации их внутреннего состояния. Создание коучинг-среды в образовательной организации позволяет работать с педагогами в формате практико-ориентированного подхода, апеллируя к собственному опыту, создавать новые, более эффективные модели педагогического взаимодействия через использование творческого потенциала. При планировании обучающих мероприятий, в структуру занятий с педагогами включаются техники по тайм-менеджменту, релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы метафорической деловой игры, техники визуализации и тим-билдинга. Это позволяет педагогам выходить на более высокий профессиональный уровень, который соответствует современным образовательным стандартам.
Результаты, полученные в ходе апробации проекта, позволят помимо «знаниевой», сформировать и личностно-деятельностную образовательную парадигму всех участников образовательных отношений.
Таким образом, создание коуч-среды в образовательном учреждении позволяет целенаправленно и эффективно решать проблемы компетентностного подхода в обучении, осмысленного перехода на новые стандарты, реализации индивидульно-личностного развития ребенка и педагогов.
Список литературы:
1. Аткинсон М, Чойс Р.Т. «Наука и Искусство коучинга: Внутренняя динамика коучинга».М.:Альпина Бизнес Бук, 2012.
2. Уитмор Д. «Коучинг высокой эффективности». М.:МА КУБ, 2007.
3. Аткинсон М. Чойс Р.Т. «Наука и искусство коучинга: Пошаговая система коучинга». М,: Альпина Бизнес Бук, 2012.
5. Есмагулова Г.С. Коучинг, как средство раскрытия потенциала преподавателя. URL: http:// http://coachingineducation.ru/kouching-kak-sredstvo-raskrytiya-potenciala-prepodavatelya/ (22.03.2016г.)
6. К. Замфира в модификации А.Реана Методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности»).
7. Анкета «Выявление способности педагога к профессиональному развитию» по Н.В. Немовой.
8. Анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию педагогов» по Н.В. Немовой.