Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"»
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Выполнила воспитатель Ищенкова Л.П.
Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, которые являются мощным регулятором поведения и деятельности ребенка.
В современном технологически развитом обществе, с его постоянно возрастающими нагрузками на организм (увеличивающийся информационный поток, конкуренция, ответственность) человеку все тяжелее регулировать свое состояние, что неизбежно отражается на эмоциональной сфере, приводит к ее нарушению. Изменения, происходящие в обществе, отражаются и на дошкольниках. Как и к взрослому, к ребенку-дошкольнику предъявляются повышенные требования, что приводит к постоянному возрастанию частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. В связи с этим особую значимость приобретает проблема эффективного управления ребенком своими эмоциями посредством разных видов деятельности уже на этапе дошкольного возраста.
В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и мобильных гаджетах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует агрессивность в их поведении.
Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Развитию эмоциональной сферы, обучению эффективным способам регуляции собственного поведения уделяется незаслуженно мало внимания. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых видов деятельности.
Эмоции оказывают влияние на личностное развитие ребенка, определяя индивидуально-типологические особенности, характер, поведение, воздействуют на его деятельность, обусловливая ее ход и результат. В тоже время сами эмоции обусловлены ходом и результатом деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Именно поэтому основным принципом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится «поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, что этот период есть период подготовки к следующему периоду». Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Стандарт направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками»
Для решения поставленных задач в Стандарте перечисляются «условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: - непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением».
Эмоции (от лат.emoveo – потрясаю, волную) психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
Эмоции обогащают человека, делают его восприимчивым к окружающему.
Эмоциональное развитие дошкольников начинается в первую очередь в семье и зависит от того, как выстроено общение между членами семьи, между родителями и ребенком. Как показывает анализ детско-родительских отношений у детей, сделанный на основе диагностической методики «Кинетический рисунок семьи» Р.Берн, С.Кауфман: благоприятная семейная ситуация у 56,4% дошкольников; тревожность проявляют 31% воспитанников; у 23% детей наблюдается конфликтная семейная ситуация; чувство неполноценности в семье испытывают 9,5% дошкольников; 8,7% показывают враждебность в семейной ситуации. Данные методики настораживают педагогов и родителей. Отсюда у детей чувство тревоги, страха, неуверенности в себе, низкая самооценка, неумение общаться со сверстниками. В этом случае большую роль играет работа педагога-психолога в детском саду: проведение тренингов, семейные консультации, работа родительских клубов, проведение различных методик и выстраивание на их основе «Индивидуальных маршрутов эмоционального развития»
На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Эмоциональное развитие дошкольников в детском саду и семье происходит через разнообразные формы работы и виды детской деятельности:
- общение ребенка со взрослым, посредствам игровой деятельности, например игра в конструктор, сюжетно-ролевая игра, что соответствует внеситуативно-личностной форме общения;
- чтение книги ребенку (внеситуативно - познавательная форма общения);
- разговор об отношениях ребенка с друзьями (внеситуативно-личностная форма общения).
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям
Основой эмоционального развития ребенка является восприятие им художественной литературы. Во время чтения произведений можно заметить, как дети проявляют эмоции в движениях: застывают в одной позе, проявляют двигательное беспокойство; копируют действие персонажей; желают отключиться от сильного переживания (отворачиваются, прячутся, закрывают лицо руками). Пиком эмоционального развития становится, когда у дошкольника появляется необходимость начать общаться друг с другом, поделиться впечатлениями после прочитанного. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.
В детских садах, начиная с раннего возраста, используются картинки с изображением эмоций, прикрепленные на шкафчиках в раздевальной комнате, когда дети могут «выставить» свое настроение, тем самым с раннего детства знакомясь с эмоциями человека и с тем как можно ими управлять, знакомясь с эмоциональными состояниями людей.
Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти - семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6 процентов)
В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. И они, конечно, тоже теснейшим образом связаны с эмоциями. Исходный пункт этих мотивов - возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одно из проявлений стремления к самоутверждению - притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств.
Важной особенностью эмоционального развития является также тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.
К шестому году, как правило, дети могут нормально взаимодействовать с окружающими по правилам, нормам. Определенный уровень уже пройденной социализации позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми.