Автор публикации: инструктор по физической культуре,
Долгушина Елена Владимировна
МАДОУ д\с №3 «Радуга детства», г. Новосибирск
Среда обитания малыша в утробе матери связана с водой. Она дает ребенку не только приятные ощущения, но и развивает различные рецепторы, предоставляет неограниченные возможности познавать ребенку окружающий мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «ИГРЫ С ВОДОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»»
Статья на тему: «ИГРЫ С ВОДОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Автор публикации: инструктор по физической культуре,
Долгушина Елена Владимировна
МАДОУ д\с №3 «Радуга детства», г. Новосибирск
Среда обитания малыша в утробе матери связана с водой. Она дает ребенку не только приятные ощущения, но и развивает различные рецепторы, предоставляет неограниченные возможности познавать ребенку окружающий мир.
Игры с водой для детей дошкольного возраста направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти.
Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Подобранный комплекс упражнений может быть использован при развитии звуковой стороны речи детей дошкольного возраста, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными речевыми нарушениями.
Развитие диафрагмального дыхания
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
- Набирай воздух через нос, не поднимая плечи.
- Надувай живот «шариком».
- Выдыхай медленно и плавно.
- Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«Буря»
Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю» на воде.
«Морская прогулка»
Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
- положить ладони на воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то
большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в воду, и легкими движениями создавать «волны».
- при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно
погружена в теплую воду.
Развитие фонематического слуха
«Спрячь ручки»
Прятать руки в воду, услышав заданный звук.
«Водолаз»
Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.
«Два моря»
Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море С» и «море Ш»).
«Шторм»
На поверхности воды плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по «морям».
Формирование слоговой структуры слова
«Камешки»
Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку»
Взрослый называет слово по слогам и бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.
Словарная работа
«Родные слова»
В играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет).
Совершенствование грамматического строя речи
«Кораблик»
В этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
Ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
Связная речь
«Что случилось?»
В играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
«Расскажи сказку»
Используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.
«Рыбка»
Выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела.
«Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко-красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».
Игры с водой - это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей дошкольного возраста, при котором применяется вода. Это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. -
М.: Речь, 2003.
2. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред. - сост. В.И. Селиверстов. - Просвещение, 1987.
3. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005