kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Инклюзивное обучение с помощью музыкальной деятельности в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья  с помощью музыкальной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Инклюзивное обучение с помощью музыкальной деятельности в детском саду"»

Из опыта работы музыкального руководителя детского сада.

«Коррекция индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью музыкальной деятельности»

Автор: Невматуллина Миляушя Шамильевна, музыкальный руководитель МДОУ детский сад №3 «Чишмя», Старокулаткински район, р/п Старая Кулатка,Ульяновская область.


Описание материала: Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям и воспитателям детских садов и центров дошкольного развития. Статья включает в себя теоретическое обоснование и практические материалы по коррекционно-направленному музыкальному развитию детей с ОВЗ дошкольного возраста. 
Цель: Коррекция индивидуальных особенностей развития детей с помощью музыкальной деятельности. 

Важнейшим в развитии и становлении личности человека является период дошкольного детства, так как именно он наполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. В современной педагогике и психологии возраст от трёх до шести лет рассматривается как самоценное явление со своими закономерностями, и, в большинстве случаев, субъективно переживается как счастливая, беззаботная, полная открытий и приключений жизнь. При этом отдельного внимания в системе воспитания и образования требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с модернизацией российского образования в пространстве дошкольных учреждений всё актуальнее становится проблема перехода к инклюзивному образованию. В инклюзивном образовании заложена необходимость изменения образовательной ситуации, создание новых форм и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. В наших силах создать особые условия для их успешности и помочь наметить маршруты развития на последующих этапах жизненного пути.

Одним из возможных решений вышеизложенной проблемы является коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства. 
Основными задачами музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ являются коррекция и компенсация недостатков их развития. Основным направлением работы на музыкальных занятиях необходимо избрать развитие тактильно-вибрационного чувства и остаточного слуха, которые в свою очередь способствуют становлению речи, значение которой для развития ребенка неоспоримо. Кроме того, именно музыкальная практика положительно влияет на формирование правильных, ритмичных, движений, координации, на вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационную структура речи. Не стоит забывать и об эстетическом воспитании, обогащении духовного мира ребенка, способности музыки воздействовать на его нравственное, эстетическое воспитание, развитие памяти, воображения, активизировать познавательную активность. 
Интересно, что по сравнению с речью неречевые звуки имеют ряд преимуществ, а именно: они обладают большей интенсивностью и мощностью, разнообразны по своей частотной характеристике, они не требуют большого словарного запаса для их обозначения и знакомства с содержанием понятия. При использовании неречевых звучаний слуховая функция совершенствуется в следующих направлениях: во-первых, происходит расширение частотного и динамического диапазона слухового восприятия, за счёт целенаправленного вслушивания улучшается острота слуха.

Во-вторых, у ребёнка совершенствуются способности дифференцированного восприятия источников, направления и других характеристик звучания. Благодаря этому фактору мы имеем возможность проводить работу по выработке у детей умения различать ритм (длинные и короткие звуки), метр (сильные и слабые), штрих (слитные и прерывистые). Неречевые звучания обогащают представления о мире звуков, развивают музыкальную память, совершенствуют слухо-мышечную чувствительность за счёт выполнения музыкально-ритмических упражнений, учат определять характер музыки и других звучаний. 
В продолжение данной работы приводим некоторые примеры музыкальных игр, используемых в нашей инклюзивной практике с детьми с ОВЗ. Упражнения предназначены для среднего дошкольного возраста. 


Игра на слуховой анализ «Угадай веточку» (в контексте музыкального занятия). 
Педагог: - Cегодня мы с вами отправимся гулять по осеннему лесу! Чтобы нам не заблудиться, возьмём с собой кого-нибудь из местных жителей. Отгадайте-ка загадку: 
Хожу в пушистой шубе, 
Живу в густом лесу, 
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу! (Белочка) 
/появляется Белочка (игрушка) и «поёт» песенку/: 
Белочка по ветке скачет вверх и вниз, 
Белочка, за ветку лапками держись! 
Белочка орешки зубками грызёт, 
Белочка на ветке песенку поёт!

Педагог: - Наша белочка такая шалунья! Посмотрите, как высоко она забралась, на самую верхушку дерева! (играет аккорды стаккато в высоком регистре фортепиано). 
Педагог просит детей закрыть глаза и угадать на слух, на какую ветку прыгнула Белочка (аккорды в верхнем регистре фортепиано – Белочка на верхушке дерева, на высоких и тонких веточках; аккорды в нижнем регистре фортепиано – Белочка внизу, на толстых, низких ветках).


Пальчиковая гимнастика с пением «Ёжик колкий».


Педагог: – А это кто тут под листочками спрятался? 
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёжик) 
/Педагог достаёт из корзинки с осенними листьями игрушечного Ёжика, показывает детям и предлагает им изобразить «ёжика» своими ручками/ 
Ёжик, ёжик колкий, Пальцы обеих рук сжаты в «замок», 
Где твои иголки? 
Вот они! Пальцы выпрямляются и сгибаются два раза, 
на третий раз – задерживаются в выпрямленном состоянии («торчат, как иголки у ежа»)

Ёжик, ёжик колкий, 
Убери иголки! 
Раз, два, три! Пальцы сгибаются и выпрямляются два раза, затем возвращаются в исходное положение («спрятали иголки»).


/Игра повторяется 2 раза/


Ритмическое упражнение «Нарисую радугу».


Педагог предлагает детям пропеть песенку и «нарисовать» в пространстве её ритмический рисунок своими руками по показу. Длинная фраза под лигой изображается плавным дугообразным движением руки слева направо («рисуем радугу»), короткие восьмушки «стаккато» - стучим кулачком правой руки по кулачку левой «как молоточки», обращаем внимание на точность движений, выразительность, на артикуляцию при декламации. 
Нарисую радугу – ду-ду-гу, 
ду-ду-гу! 
А по этой радуге – я бегу, 
я бегу. 
Светит ясно солнышко – в облаках, 
в облаках, 
Ветерок колышется – в волосах, 
в волосах.


Вышеизложенные методические материалы были апробированы на музыкальных занятиях в средней группе детского сада №3 «Чишмя» р/п Старая Кулатка Ульяновской области. В процессе освоения дети показали эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к подобным упражнениям, стремление к «чистоте» их исполнения. 
Музыкальное искусство играет особую роль в непосредственной образовательной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, активно помогает решать задачи не только нравственно-эстетического воспитания, что не маловажно, но и позволяет скорректировать и компенсировать индивидуальные особенности развития, стимулирует слуховое восприятие, память, крупную и мелкую моторику и, как следствие, речь. Поэтому именно музыка является незаменимым средством в коррекционно-направленной деятельности современного педагога.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Невматуллина Миляушя Шамильевна

Дата: 15.10.2018

Номер свидетельства: 480717


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства