Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Работа по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста "»
Словарная работа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на примере рассказа «Мышонок на прогулке»
МЫШОНОК НА ПРОГУЛКЕ
Вышел однажды мышонок из своей норы погулять. Погулял он, погулял, вернулся к матери и говорит:
- Ну, мама, я двух зверей видел! Один-то уж больно хороший, а другой - страшилище!
- Что же это за звери? - спрашивает его мать.
- Тот, который страшный, по двору расхаживал!.. Ноги у него чёрные, шапка красная, глаза того и гляди выпрыгнут, нос крючком! Прошмыгнул я мимо него, а он как закричит! У меня со страху душа в пятки ушла.
- Эх, сынок, сынок... Да ведь это петух! Его бояться совсем не нужно! Мы для него что есть, что нет. Ну, а другой каков?
- А другой на солнышке лежал, грелся. Шея у него белая, сам он гладкий-гладкий, ноги серые. Себя всё облизывал. Хвостом чуть помахивал, а с меня глаз не спускал.
- Эх ты, глупый, неразумный!.. Ведь это же кот, - испуганно сказала мышонку мать.
Так-то вот: не всё солнышко, что блестит.
Наглядная опора:
Словарная работа (к словам также подбираются картинки):
Однажды - когда-то в прошлом или в будущем.
Нора- домик для животных, которые они роют сами под землей.
Уж больно - (в значении сильно, очень).
Страшилище - тот, кто очень некрасивый, уродливый, большой.
Двор - земля, которая находится около дома.
Расхаживал -ходил взад и вперед.
Гляди - (в значении слова посмотри, смотри)
Нос крючком - это когда кончик носа, опущен вниз, похож на крючок.
Прошмыгнул - быстро и незаметно прошел, пробежал.
Мимо - не сближаясь с кем - чем-нибудь, не подходя близко.
Страх- когда, ты чего-то очень сильно боишься.
Душа- это то, что есть в каждом человеке. То, что дает ему жизнь. То, что помогает ему дружить, любить и быть хорошим и добрым.
Греться- Становиться тёплым, горячим под действием огня, жара, солнца.
Гладкий - ровный, прямой, без ямок и холмиков.
Облизывал - проводил языком по поверхности чего-либо; очищал кого-либо или что-либо лизанием.
Чуть - немного, совсем не сильно.
Помахивал - Махать время от времени, проводить из стороны в сторону.
Глаз не спускал - внимательно смотрел только на одно место, не отворачивался.
глупый – тот, кто не очень умно, не правильно поступает.
Не всё солнышко, что блестит.- Внешний вид бывает обманчив, красивый с виду человек или предмет может оказаться негодным.
Беседа по содержанию:
Кто вышел однажды из своей норы погулять?
Зачем вышел мышонок из своей норы?
Кому рассказывает мышонок о том, как он погулял?
Кого выдел мышонок на прогулке?
Сколько зверей видел мышонок на прогулке?
Какой был первый зверь?
Какой был второй зверь?
Что делал страшный зверь?
Какие у петуха ноги, шапка, глаза, нос?
Что сделал петух, кода мимо него прошмыгнул мышонок?
Что случилось у мышонка со страху?
Почему петуха совсем не нужно бояться?
Какая у кота шея, ноги?
Что делал кот, когда его увидел мышонок?
Как назвала мама мышонка, когда услышала рассказ?
Как мама мышь сказала мышонку, что он видел кота
Физкультминутка
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне). Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони). Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»). Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой). Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
Игровое упражнение повторить 2–3 раза.
Дидактические игры и упражнения по содержанию сказки:
1. Активизация словаря: Ребята, а как вы думаете, кого еще на прогулке мог увидеть мышонок во дворе?
2. Активизация словаря
Ход: педагог задаёт вопрос «Что делают кошки?», «Что делают мышки?» Дети отвечают на вопрос.
3. Обогащение глагольного словаря детей
Ход: педагог называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Собака, кошка, мышка