kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Статья об особенностях предметно-пространсвенной среды при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».»



«ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».


В своей педагогической практике я постоянно убеждаюсь в большом значении предметно-окружающей среды, которая создается в дошкольном учреж­дении, для воспитания и обучения детей.

Создание экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный процесс, который включает в себя организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание усло­вий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная совмест­ная дея­тельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и заботиться о «братьях меньших». Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совме­стно взрослыми и детьми.

Ребенок дошкольного возраста еще не умеет читать. Это ему не позволяет использовать книгу. Новые сведения об окружающем он получает от дру­гих людей, педагогов и взрослых. Поэтому значимым источником знаний явля­ется среда пребывания. Важно чтобы эта среда была именно развивающей.

Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также их уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ.

Образовательное пространство в процессе экологического обучения и воспитания оснащено учебными средствами (в том числе техническими), соответствующим материалом, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, в соответствии со специфи­кой Программы. Естественными элементами экологоразвивающией пред­метной среды у старших дошкольников являются уголки природы в группе детского сада. А также экспериментальный и выставочный уголки, комната природы, зимний сад, хвойный бор, сад и огород, мини-поле, цветник, фито­поляна, экологическая тропа.

Главная особенность и преимущество уголка природы его непосредственная близость к детям. На протяжении всего учебного года он используется его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и органи­зации разной деятельности со старшими дошкольниками.

В уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься играть, экспериментировать. Содержание развивающей предметно пространственной среды следующее:

Макеты природно - климатеческих зон; макет «Панорама леса» в разные времена года: «Лес зимой»; «Лес весной», «Лес летом», «Лес осенью»; коллекция камней, ракушек, семян; игротека экологических развивающих игр;

Библиотека познавательно-природоведческой литературы; энциклопедии; иллюстрации с изображением признаков сезона, отражающие состояние живой и неживой природы, особенности явлений погоды, типичные виды сезонного труда и отдыха; растения, требующие разных способов ухода; цветущие комнатные растения - три-четыре вида, муляжи овощей и фруктов; календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений, инвентарь для ухода за рас­тениями, животными, зеленый огород для проращивания лука из крупных и мелких семян, модели для обобщения объектов природы, крупные семена цветочных культур для посадки на участке детского сада, иллюстрации, изображающие условия для роста и развития растений и животных, иллюстрации растений различных мест произрастания: комнатные, сада, огорода, цветника, леса, луга, парка, кустов, деревьев, трав, иллюстрации с изображением частей растений: корень, стебель, листья, цветок, плод, иллюстрации с изображением различных сред обитания: наземный, воздушный, водный;

А также деревянные брусочки – спилы различных пород дерева разных размеров, кормушки и корма для птиц, иллюстрации с изображением животных жарких стран и Севера, перелетных, зимующих, кочующих птиц. Кроме того дидактические игры на освоение правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности; Наглядно дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам».

Помимо уголков природы в помещении детского сада создаются и другие «экологические пространства». Комната природы включает крупные объ­екты: емкие аквариумы и давно растущие растения. Часть пространства отде­лена под «огород на окне»

При специально устроенном дополнительном освещении лампой дневного света. На нем можно круглый год выращивать экологически чистые зеле­ные культуры: укроп, петрушку, лук, чеснок, салат, а также проращивать овес и другую зелень для животных. Можно проводит выгонку цветущих лукович­ных растений - крокусов, нарциссов, тюльпанов. Уход за ними ведут взрослые, но при обязательном участии детей.

В зимнем саду преобладают растения, поэтому он имеет хорошее освещение: естественное – через большие окна стеклянную крышу или искусствен­ное. Зимний сад позволяет создать настоящую коллекцию плодовых растений, состоящую из комнатного лимона, мандарина, декоративного граната, фейхоа, инжира, банановой пальмы, кофейного дерева, чайного куста, лавра. При пра­вильном уходе все эти растения плодоносят, что радует и взрослых и детей.

На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат создают высокие деревья и кустарники по периметру забора, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшают шум с улицы и создают тень в жаркие летние дни. В качестве объектов для наблюдений сажают различные породы деревьев, обла­дающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пла­стику, дает густую тень, интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму. Липа прекрасна своим ароматом в разгар лета. Рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья ягод, которые привлекают птиц.

Сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но они выполняют иную, чем раньше, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать в огороде и саду в городе, не пригоден для питания де­тей Фруктовый сад – это всегда красивое зрелище, кроме того его плоды привлекают птиц, поэтому с детьми в саду можно круглый год проводить познава­тельные и трудовые мероприятия. Также их можно использовать в качестве объектов для наблюдений.

Утраивается мини - поле со злаковыми культурами, фитополяна, «уголок нетронутой природы», экологическая тропа или зеленый маршрут. Эти «экологические пространства» позволят проводить со старшими дошкольниками раз­нообразную экологическую работу в летний и зимний периоды.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты при­роды, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружаю­щего мира и приобретения социального опыта.

Сегодня предметно-развивающая среда удовлетворяет жизненно-важные потребности человека, обеспечивает его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, она отвечает его духовным и социальным потребностям по­знавательным, эстетическим, общекультурным. Эколого-развивающая предметная среда также создает условия для формирования у ребенка экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для природы, так и для самого ребенка. Кроме того она создает условия для ознакомления ребенка с природой ближайшего окружения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мирошниченко Наталья Петровна

Дата: 04.11.2019

Номер свидетельства: 525661


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства