Просмотр содержимого документа
«Статья: «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».»
«ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В своей педагогической практике я постоянно убеждаюсь в большом значении предметно-окружающей среды, которая создается в дошкольном учреждении, для воспитания и обучения детей.
Создание экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный процесс, который включает в себя организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная совместная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и заботиться о «братьях меньших». Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.
Ребенок дошкольного возраста еще не умеет читать. Это ему не позволяет использовать книгу. Новые сведения об окружающем он получает от других людей, педагогов и взрослых. Поэтому значимым источником знаний является среда пребывания. Важно чтобы эта среда была именно развивающей.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также их уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ.
Образовательное пространство в процессе экологического обучения и воспитания оснащено учебными средствами (в том числе техническими), соответствующим материалом, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, в соответствии со спецификой Программы. Естественными элементами экологоразвивающией предметной среды у старших дошкольников являются уголки природы в группе детского сада. А также экспериментальный и выставочный уголки, комната природы, зимний сад, хвойный бор, сад и огород, мини-поле, цветник, фитополяна, экологическая тропа.
Главная особенность и преимущество уголка природы – его непосредственная близость к детям. На протяжении всего учебного года он используется его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности со старшими дошкольниками.
В уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься играть, экспериментировать. Содержание развивающей предметно пространственной среды следующее:
Макеты природно - климатеческих зон; макет «Панорама леса» в разные времена года: «Лес зимой»; «Лес весной», «Лес летом», «Лес осенью»; коллекция камней, ракушек, семян; игротека экологических развивающих игр;
Библиотека познавательно-природоведческой литературы; энциклопедии; иллюстрации с изображением признаков сезона, отражающие состояние живой и неживой природы, особенности явлений погоды, типичные виды сезонного труда и отдыха; растения, требующие разных способов ухода; цветущие комнатные растения - три-четыре вида, муляжи овощей и фруктов; календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений, инвентарь для ухода за растениями, животными, зеленый огород для проращивания лука из крупных и мелких семян, модели для обобщения объектов природы, крупные семена цветочных культур для посадки на участке детского сада, иллюстрации, изображающие условия для роста и развития растений и животных, иллюстрации растений различных мест произрастания: комнатные, сада, огорода, цветника, леса, луга, парка, кустов, деревьев, трав, иллюстрации с изображением частей растений: корень, стебель, листья, цветок, плод, иллюстрации с изображением различных сред обитания: наземный, воздушный, водный;
А также деревянные брусочки – спилы различных пород дерева разных размеров, кормушки и корма для птиц, иллюстрации с изображением животных жарких стран и Севера, перелетных, зимующих, кочующих птиц. Кроме того дидактические игры на освоение правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности; Наглядно дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам».
Помимо уголков природы в помещении детского сада создаются и другие «экологические пространства». Комната природы включает крупные объекты: емкие аквариумы и давно растущие растения. Часть пространства отделена под «огород на окне»
При специально устроенном дополнительном освещении лампой дневного света. На нем можно круглый год выращивать экологически чистые зеленые культуры: укроп, петрушку, лук, чеснок, салат, а также проращивать овес и другую зелень для животных. Можно проводит выгонку цветущих луковичных растений - крокусов, нарциссов, тюльпанов. Уход за ними ведут взрослые, но при обязательном участии детей.
В зимнем саду преобладают растения, поэтому он имеет хорошее освещение: естественное – через большие окна стеклянную крышу или искусственное. Зимний сад позволяет создать настоящую коллекцию плодовых растений, состоящую из комнатного лимона, мандарина, декоративного граната, фейхоа, инжира, банановой пальмы, кофейного дерева, чайного куста, лавра. При правильном уходе все эти растения плодоносят, что радует и взрослых и детей.
На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат создают высокие деревья и кустарники по периметру забора, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшают шум с улицы и создают тень в жаркие летние дни. В качестве объектов для наблюдений сажают различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластику, дает густую тень, интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму. Липа прекрасна своим ароматом в разгар лета. Рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья ягод, которые привлекают птиц.
Сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но они выполняют иную, чем раньше, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать в огороде и саду в городе, не пригоден для питания детей Фруктовый сад – это всегда красивое зрелище, кроме того его плоды привлекают птиц, поэтому с детьми в саду можно круглый год проводить познавательные и трудовые мероприятия. Также их можно использовать в качестве объектов для наблюдений.
Утраивается мини - поле со злаковыми культурами, фитополяна, «уголок нетронутой природы»,экологическая тропа или зеленый маршрут. Эти «экологические пространства» позволят проводить со старшими дошкольниками разнообразную экологическую работу в летний и зимний периоды.
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.
Сегодня предметно-развивающая среда удовлетворяет жизненно-важные потребности человека, обеспечивает его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, она отвечает его духовным и социальным потребностям познавательным, эстетическим, общекультурным. Эколого-развивающая предметная среда также создает условия для формирования у ребенка экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для природы, так и для самого ребенка. Кроме того она создает условия для ознакомления ребенка с природой ближайшего окружения.