Просмотр содержимого документа
«Статья-практика "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном мире".»
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном мире».
г. Саранск, МДОУ «Детский сад 93»,
воспитатель старшей группы,
Амашаева Екатерина Павловна.
В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые очень обеспокоены тем, что теряют поколение и не могут воспитать его по своему образу и подобию, что не сохранили семейные воспитательные традиции, что не могут создать необходимый авторитет у своих детей.[1, с. 10]
Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир в целом. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличение разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности самого человека. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения. [1, с. 11]
К сожалению, такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, бережного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Для каждого человека важно жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом и самим собой. И потому перед взрослыми стоит проблема, как помочь духовному становлению наших детей? [1, с. 13]
Целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры. [2, с. 99]
Задача воспитателя – подготовить ребенка к жизни среди людей, "сделать" его социально адаптированным. [3, с. 20]
В моей работе воспитание духовной культуры малыша начинается с индивидуальной работы с каждым ребенком в отдельности. Я нацелена на раскрытие творческого, интеллектуального, физического и эстетического потенциала ребенка. Необходимо помнить, что усвоить ценности, значимые для всех людей на Земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви.
Уже в младших группах я предусматриваю приобщение детей к народной игрушке, например: (пирамидке, матрешке, каталкам, игрушке-забаве и т. д…). Малышей я знакомлю с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, частушками, скороговорками, сказками, загадками, которыми так богат русский язык; знакомлю с декоративно-прикладным искусством: хохломской и городецкой росписью; дымковской, филимоновской игрушкой.
От возраста к возрасту усложняются задачи по воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом. Поэтому я вместе со своими дошкольниками начинаю участвовать в фольклорных праздниках, организую разнообразные выставки народного искусства, ярмарки детской игрушки, посещаем в музее – краеведческие экспозиции.
Я считаю, что через народное творчество ребенок может развиться как личность, может проявлять свои нравственные позиции, взаимодействовать со сверстниками в играх на основе общепринятых этических принципах. Для эффективного усвоения детьми духовных ценностей, я провожу специальные занятия по этике, регулярно устраиваю тематические утренники, периодически организовываю театральные представления с участием приглашенных артистов детских театров или посещаем городские культурные мероприятия. Все это направлено на воспитание всесторонне развитой и духовно богатой личности каждого ребенка. Опорой в моей работе является работа по программе «Детство» (раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений»).
Традиционным, в моей работе стало проведение недели дружбы, добра и красоты, на которых я закладываю в сердцах детей умение сострадать и сопереживать, формирую в характере, уме и душе доброту, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, - любовь. Для каждой возрастной группы я разрабатываю перспективные планы по следующим направлениям: как жили на Руси; я и моя семья; великие люди России; знаменательные даты; моя малая и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры.
Совместно с музыкальным руководителем я участвую с детьми в таких фольклорных и православных праздниках как Рождество, Масленица, Пасха. Запланированы консультации, лекции, позволяющее нам расширить знания о культуре русского народа («Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Семейные праздники»).
В старшей группе я организовала центр по национально-региональной культуре и центр «Никто не забыт, ничто не забыто».
Центр по национально-региональной культуре я пополнила сделанной своими руками книжкой-малышкой с мордовскими национальными костюмами, которую рассматриваем вместе с детьми разных возрастных групп. Этот центр дополняет и сделанный мною буклет с мордовской игрой «Клёк». Вместе с детьми мы знакомимся с мордовскими играми, пословицами, поговорками, песнями и обычаями, вместе играем. Знакомимся с куклами разных народов России и их национальными костюмами, бытом.
Вместе с детьми мы заучиваем пословицы, поговорки о народной культуре своей страны, что способствует развитию памяти, мышления и речи у дошкольников.
В старшей группе я, совместно с детьми и родителями, работаю над долгосрочной проектной деятельностью «Духовно-нравственное воспитание в современных семьях и обществе». В нее входят консультации для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в труде», «Духовно-нравственное развитие личности ребенка», анкетирование для родителей, ООД «Города России», беседы «моя Родина – Россия», «Государственные символы России: флаг, герб, гимн».
Рисунок 1 «Центр по национально-региональной культуре в старшей группе».
Центр патриотического воспитания я пополнила вместе с родителями и детьми портретами наших дедушек, которые воевали в ВОВ. Вместе с детьми беседуем о событиях тех времен и испытываем каждый гордость за своих предков. В этот центр входят письма военных лет, военный головной убор, солдатский ремень, военная фляжка, символ мира «Белый Голубь», георгиевская ленточка, фотографии, дидактический материал о военном транспорте и оружии. Детям очень интересно рассказывать о своих предках, слушать об истории военных лет.
Рисунок 2 «Центр «Никто не забыт, ничто не забыто!».
Для того чтобы передать ребенку духовные ценности, прежде всего, необходимо, чтобы вместе с нами и родители придерживались их.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют и такие народные праздники, как: «День пожилых людей», «Синичкин день», «Новый год», «Защитники Отечества», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Наши любимые мамы и бабушки», «Никто не забыт и ничто не забыто». Они выражают национальный характер и самобытность времени, являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием. Родители с большим интересом участвуют в различных акциях и мероприятиях, проводимые в нашем детском саду. А изготовление кормушек и скворечников для братьев наших младших, заставляют откликнуться даже самых старших поколений.
В своей работе я стараюсь воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
В своей группе я оформила и информационный уголок и для родителей: «Научите детей любить и беречь природу!»; провожу беседы с детьми и родителями, природоохранные акции, оформляю папки-передвижки, привлекаю родителей и детей к активной реализации проектной деятельности.
Рисунок 3 «Акция – Синичкина столовая».
Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. В моей работе воспитателя, я должна объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи. А я как педагог развить их.
Список использованной литературы:
1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-13.
2. Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 98-101.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.
4. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.
5. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007.- 736 с.