Просмотр содержимого документа
«Статья "Принципы организации сюжетно-ролевой игры"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 211
Статья
«Принципы организации сюжетно-ролевой игры»
Старший воспитатель:
Лысенко Алёна Сергеевна
г. Кемерово
2020г.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра одна из самых любимых детьми деятельность, но научить игровым действиям и соблюдению правил в игре задача взрослых. Усложнение игровых умений должно быть постепенное, в зависимости от возраста детей. Правильная организация игры поможет развитию самостоятельности у дошкольников.
Важный фактор развития детей – это творческое самовыражение через фантазии в игре, поэтому взрослый должен тактично направлять детскую активность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на развитие игровых умений у детей во время совместной деятельности. В игре дети применяют различные роли, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, то есть учатся взаимодействовать, пояснять свои действия и намерения.
С возрастом расширяются и тематические варианты дети могут играть не только в простые «дочки-матери», «строители», «больницу», но и в «космонавтов», «цирк» и т.д. Сюжетно-ролевая игра усложняется от условных действий с предметами, в более сложную последовательность событий.
Навыки у детей игровых умений включают способы построения игры, замысел, условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинация разнообразных событий.
Первый принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть вместе с детьми. Совместная игра взрослого с детьми помогает детям овладеть игровыми навыками, ведь взрослый своим примером показывает, как играть соблюдать правила и т.д.
Второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен на каждом этапе дошкольного детства развертывать игру таким образом, чтобы дети «открывали» и усваивали новые способы её построения.
Взрослый играя с детьми, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому детей. Чтобы дети потом самостоятельно также обращались со сверстниками в игре.
Третий принцип организации сюжетной игры: при формировании игровых умений необходимо ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия и на пояснение его с партнёром. Такая стратегия обеспечит у детей согласованную игру в самостоятельной деятельности детей.
Так же важно учить детей выстраивать «многотемные» сюжеты в игре, вводить по ходу игры новых персонажей и т.д. Одним из важных условий активации самостоятельной игры у детей – это обеспечение игровым материалом. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации сюжетно-ролевой игры включает моменты формирования игровых умений в совместной игре со взрослым и создание условий для самостоятельной детской игры.
При организации сюжетной игры взрослый должен учитывать не только возраст ребёнка, но и общий уровень развития, имеющийся игровой опыт у детей в детском саду. Чтобы избежать конфликтов в формировании игровых умений, необходимо начинать с простых игр с взаимодействием детей друг с другом (катание мячика друг другу, далее совместная постройка и т.д.).
Организация условий для совместной деятельности должна включать эмоциональный комфорт детей для совместного взаимодействия. Взрослый должен быть партнёром ребёнка в игре. Вовлекать детей в игру можно постепенно, начав игру с одним ребёнком и далее присоединяя остальных. Важно обеспечить детям возможность дальше разворачивать действия в игре самостоятельно.
Литература: Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. -- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.