Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие чувства ритма в игровой форме"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 81 «Детский сад»
Статья
«Развитие чувства ритма в игровой форме»
Музыкальный руководитель:
Галиханова Ольга Миннихановна
г.Кемерово
2020г.
Развитие чувства ритма в игровой форме
Одним из главных направлений в музыкальном развитии детей - является развитие чувства ритма. У каждого ребёнка от природы уже заложены определённые способности, но при индивидуальном подходе можно направлять развитие и решать поставленные педагогом задачи по развитию музыкальных способностей.
Игра – это ведущая деятельность у детей дошкольного возраста, поэтому развитие музыкальных способностей лучше проводить в игровой форме. Например, игра «Прохлопай в ладошки так же как я». Сначала педагог прохлопывает ритмический рисунок, ребёнок внимательно слушает, затем ребёнок повторяет, соблюдая паузы между хлопками. Затем детям играют ритмический рисунок на фортепиано, и они прохлопывают музыкальный отрывок под музыку.
Для детей 4 лет предлагается воспользоваться простыми двудольными музыкальными задачами, например, русская народная песня «Петушок», которая состоит из повторяющихся сочетаний двух восьмых и четверти. Для детей 5-7 лет возможно проигрывать более сложный музыкальный материал.
Анализируя процесс развития чувства ритма и воспроизведения детьми ритмических рисунков музыкальных произведений можно выделить три типа:
1. аритмичный тип или беспорядочный, при котором дети не воспроизводят ни один из компонентов ритмической структуры. Они беспорядочно вне музыки хлопают в ладоши, чаще наблюдается у детей 4 лет.
2. равномерный тип, дети воспроизводят два компонента структуры ритма – темп и метрическую пульсацию. Они прохлопывают отрывок равномерными четвертями или восьмыми, совпадающими с метрическими долями музыки, чаще у детей 5 лет.
3. адекватный тип, воспроизведение всех трех компонентов структуры музыкального ритма – темпа, метра и ритмического рисунка, чаще дети 6-7 лет.
На занятиях детям предлагается воспроизводить разный темп (медленный, средний, быстрый), то есть отрабатывать один из компонентов структуры ритма. Затем в одном темпе воспроизводить три варианта метра: дву-, четырех- и трехдольный. Следующая задача ребёнок должен воспроизвести отношение длительностей звуков.
После проведения нескольких занятий, беспорядочный тип переходит в равномерный, а равномерный в адекватный, что говорит о возможном развитие чувства ритма у детей не заложенного от природы.
Таким образом, можно сказать, что чувство ритма развивается у детей на протяжении всего дошкольного возраста и зависит от индивидуальных особенностей детей.
Литература:
1. Генезис сенсорных способностей. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Педагогика», 1976. 14 л. 256 с.