Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие конструктивно-модельной деятельности в подготовительной к школе группы"»
Развитие конструктивных навыков у детей подготовительной группы.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материалы. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношения). Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. У детей формируются обобщенные представления о предметах. Конструктивная деятельность развивает умение тесно связывать приобретённые знания с их использованием.
Для успешного развития конструктивных навыков детей в группе должна быть организованна развивающая среда для конструктивной деятельности. Мелкий и крупный строительный материал, настольные, дидактические игры, различные виды конструкторов, подобран природный материал. Конструктивная деятельность детей встречается в непосредственно – образовательной деятельности – это и ФЭМП, лепка, аппликация, конструирование грамота.
Но для того чтобы повысить у детей интерес к конструированию, необходимо организовывать игры и в самостоятельной деятельности.
Игры детей с конструктором – это их самое любимое занятие. В ходе игр с «Конструкторами» у детей развивается пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка-постройка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы.
В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Занятия с бумагой благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям. Также можно широко использовать природный материал в качестве конструирования. Собирать вместе с детьми на прогулке листья, семена растений, камни. Привлекать к сборке природного материала и родители попросить принести шишки, ракушки, мох и т. д. для изготовления поделок.
При взаимодействии с родителями использовать разные формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел проводить с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания.
В подготовительной группе наиболее важной задачей является подготовка детей к школе. Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. Стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность. Для этой группы, как и всех других групп, занятие конструированием тесно связано с игрой. Основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установлении связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь направленно и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования. В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее, обдумать и выбрать нужный материал. Дети должны знать, что для успешной работы необходимо: - четко представлять предмет, его строение, пространственное положение; - иметь хорошие технические навыки; - видеть последовательность операции, необходимых для изготовления поделки, конструкции.
Воспитатель так должен вести занятие, чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний. Для этого, обучая ребят конструированию, он должен во время прогулок знакомить их с различными видами транспорта, зданиями, мостами, обращая внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей, но и различные варианты, одних и тех же сооружений и строений, на художественные, архитектурные достоинства. Дети должны комментировать увиденное, анализировать свою работу и работу товарищей. Обучение детей коллективному труду – одна их важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого педагог предлагает ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно относиться к участию в общей работе. Особое внимание следует уделять организованности в работе, трудолюбию. Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы. В подготовительной группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Конечно, и в этой группе используют образец, выполненный воспитателем из материала, с которым дети работают. Например, нужно показать, как работать с природным материалом, что можно сделать из него, каковы приемы работы с ним, способы скрепления, придания выразительности образу и т. д. но в этой группе уже можно показать общие приемы, которые пригодятся для изготовления разных игрушек, а не конкретного предмета. Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать со взрослыми, опережая последних в нестандартности решений. Исходя из выше изложенного, педагог должен ставить перед собой задачу поддержать и развить интерес детей к конструированию, открытиям, созданию чего-либо своими руками, стремление познать окружающий мир, активизировать мыслительную деятельность детей средствами конструирования.