Статья : «Система работы по использованию занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте по ФГОС ДОО воспитанников с нарушениями зрения»
Статья : «Система работы по использованию занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте по ФГОС ДОО воспитанников с нарушениями зрения»
Статья : «Система работы по использованию занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте по ФГОС ДОО воспитанников с нарушениями зрения»
(из опыта работы)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья : «Система работы по использованию занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте по ФГОС ДОО воспитанников с нарушениями зрения»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 374 Красноармейского района Волгограда»
Статья : «Система работы по использованию занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте по ФГОС ДОО воспитанников с нарушениями зрения»
(из опыта работы)
Выполнила:
Чуенкова Наталья Владимировна,
воспитатель
Волгоград--2019
Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием дошкольника. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Именно этому призваны помогать игровые технологии. Они могут использоваться не только в процессе учебной деятельности, но и в повседневной жизни.
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается повышенный интерес детей 4-5 лет к звуковой стороне языка. Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.
Система работы по использованию занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте
Этапы реализации
Задачи
Мероприятия
Результат
Сроки
I этап Аналитический
Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по формированию у детей заинтересованности в упражнениях и играх, способствующих дальнейшему обучению грамоте, определение основных целей и постановка задач.
Диагностика детей
Изучение литературы по теме, диагностика, беседы с родителями и детьми, опрос.
Получение знаний об особенностях речи детей, о специфике проведения игр и упражнений. Выявление степени заинтересованности родителей.
Определение уровня готовности детей к обучению грамоте.
II этап Организационный
Планирование и прогнозирование работы по подготовке к обучению грамоте с использованием занимательного материала
Отбор форм, методов и приёмов обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей: характером зрительного дефекта, темпа деятельности и уровня самостоятельности,
создание развивающей среды.
Наличие перспективного плана занимательных игр и упражнений на год
Создание специальных условий
ежегодно
Создание развивающей среды
Подбор и изготовление дидактических игр, игровых панно.
Наличие в группе дидактического материала.
Ежегодное пополнение
III этап Практический
Введение занимательных игр и упражнений в свободной деятельности, на занятиях
Составлен:
- перспективный план с учетом задач коррекционной работы;
- серия конспектов занятий познавательно-речевой направленности (с включением задач по обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста;
Приложение №2
Ежегодное
пополнение
Обогащение предметной развивающей среды.
Изготовление дидактических игр и пособий
-изготовлены дидактические игры и пособия по обучению грамоте с учетом характера зрительного дефекта
-оформлены картотеки игр для развития фонематического слуха, игры с буквами, слогами, словами и предложениями;
- детям представлена система игр и упражнений, в доступной и занимательной форме;
Педагогическое просвещение родителей о значении обучения грамоте детей в игровой форме
Оформление информационных наглядных листов. Проведение консультаций по вопросам, подготовки детей к обучению чтению в школе.
Книги и рабочие тетради по обучению детей в домашних условиях.
собрана «игротека» для родителей (комплексы упражнений, артикуляционные гимнастики, игры).
Родители приняли активное участие в изготовлении пособий
В течение года
IV этап Итоговый, диагностический
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.
Беседы, наблюдения, самоанализ, диагностика.
Выявление «+» и «-» в своей работе.
Использование занимательных игр и упражнений при обучении грамоте является одним из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте, направлено на повышение мотивации к обучению.
направления работы по подготовке к обучению грамоте
ознакомление детей со словом:
Вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи
ознакомленние с предложением:
Выделение его как смысловой единицы из речи
ознакомление со словесным составом предложения:
Деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений
ознакомление со слоговым строени ем слова:
Членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов
ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов:
Определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы
Наиболее целесообразным является следующий путь:
Такая последовательность изучения позволит избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.Детям с нарушениями зрения для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами являются зрительные символы гласных и согласных звуков и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы, символы легко ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они обеспечивают многоаспектное восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.
При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы - это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты занимательных заданий: нахождение элементов букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга; изображение буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображение буквы позой.
Дети учатся составлять и прочитывать слова из известных "рассыпанных" букв или слогов, необходимо дописывать пропущенную букву - игра "Дай таблетку деду Буквоеду", собирать слово из переставленных или перепутанных букв - игра "Расшифруй слово». Игра в слова, в которых одна буква заменялась на другую, с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка - кашка, галка - палка, почка - бочка). Более сложные задания для детей - кроссворды, ребусы - игра "Веселые ребусы" и игры типа "Поле чудес", игра "Счастливый случай", викторины.
Большое внимание уделяю упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, также учатся делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.
Так как дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух, при обучении грамоте старших дошкольников использую разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
В своей работе активно применяю графические модели слов, воспроизводящие их слоговую структуру.
При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой - с гласными буквами); принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями, и т.д.
При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой, и раскладывают картинки в порядке возрастания и убывания; составляют слова из заданных букв и слогов .С целью пропедевтики зеркальности на письме дошкольников учат различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают элементы до полного образа буквы. Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используя игра "Фразовый конструктор", где решаем разнообразные задачи. Дети знакомятся с понятиями "слова-предметы", "слова-действия ", "слова-признаки", "предлоги". Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия - в движении, слова-признаки - полосатые. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций. Например, "девочка, сестра, дочка". Картинка со стаканом может обозначать "чай, сок, компот" и т.д. В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги. Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложениями проводится работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом сначала используются полоски-домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов, делать зарисовки схем в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения в игре "Живые предложения", придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении.
При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации, созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения. При планировании работы осуществляю тесную связь между различными видами занятий. В различные виды совместной и непосредственно организованной деятельности включаю дидактические игры и упражнения на развитие слухового, фонематического и зрительно-пространственного восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза. Учитывая сложность предлагаемого материала, использую внесение понятного и знакомого детям образа – куклы «Буквоеда», что повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. Она знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроении.
Использование игровых моментов способствует не только решению обучающих и коррекционных задач, но и является дополнительным средством развития мотивационной сферы ребенка и способствует удержанию познавательной активности и устойчивого познавательного интереса дошкольника, формированию произвольности поведения и самоконтроля как важнейшей базы для начала систематического обучения в школе.
Включение родителей в работу по использованию игр и упражнений по обучению грамоте детей с нарушением зрения
Большое внимание уделяю работе с родителями, знакомлю их с целями и задачами, формами и методами обучения грамоте в данной возрастной группе. В индивидуальных беседах родители охотно рассказывают об успехах ребенка. В работе с родителями решаю следующие задачи:
Активизация и обогащение воспитательных умений.
Работа в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- групповые родительские собрания; индивидуальные беседы и консультации
- консультации; ширмы-передвижки по вопросам подготовки к обучению чтению, ознакомлению со звукобуквенным анализом в занимательной форме:
«Читаем вместе», «Ну-ка буква, отзовись», «Гласные, согласные – мы такие разные»;- показ итоговых занятий, презентаций по обучению грамоте;
-проведение досугов: «Умники и умницы», « В игры с буквами играем - лучше их запоминаем»;-викторины: «Грамотейкины и Знайкины», «Поле чудес»;
-пополнение домашней игротеки развивающими играми по обучению грамоте
Таким образом, игры и занимательные упражнения по подготовке к обучению грамоте детей, способствуют развитию познавательного интереса у дошкольников, формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе; развивают способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Эффективность разработки данной темы обеспечивает материал, подобранный в соответствии с уровнем развития познавательных интересов ребенка, игровыми и занимательными упражнениями и структурно-образными моделями слов, которые вписаны в различные коммуникативно-речевые ситуации. Занимательные игры и упражнения как способ переработки – наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется стремление к общественно-значимой учебной деятельности. Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес дошкольников к обучению грамоте; каждое занятие становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность детей; развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность. Происходит активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, умения общаться и понимать себя и других. Выпускники показывают положительные результаты при обучении в школе.
Таким образом, анализ результатов позволяет сделать заключение об эффективности разработанной и апробированной системы работы по обучению дошкольников грамоте.