Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание благоприятных условий в ДОУ для приобщения дошкольников к ЗОЖ"»
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни как социально-педагогическая проблема»
Воспитатель МБДОУ детского сада №20 г. Павлово
Костина Людмила Евгеньевна
Категория «здоровье» включает в себя следующие компоненты:
1) физический, который является основой биологической адаптации и характеризует оптимальное физическое развитие, состояние двигательной подготовленности;
2) психический, который свидетельствует об адаптивном психоэмоциональном состоянии человека;
3) социальный, отражающий социальную адаптацию, деятельное отношение человека к миру.
Основными факторами, влияющими на здоровье человека, являются:
-на физическое здоровье: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры;
- на психическое здоровье: воздействует система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности;
-социальное здоровье: зависит от удовлетворенности социальным статусом.
Здоровье является также индикатором культуры человека. Из этого следует необходимость воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к ключевой человеческой ценности.
Развитие учения о здоровье человека обнаружило тесную связь понятий «образ жизни» и «здоровье». Существует множество факторов, подтверждающих, что именно образ жизни является важнейшим условием, которое определяет состояние здоровья человека. Под образом жизни понимается устойчивый сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, выражающийся в нормах общения, поведения, складе мышления.
Здоровый образ жизни–это комплекс оздоровительных мероприятий, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонии физического и духовного развития человека. К факторам здорового образа жизни, положительно влияющим на показатели здоровья, относятся физическая культура, рациональный режим труда и отдыха, полноценное питание, отказ от вредных привычек. При этом невозможно выделить главные и второстепенные факторы, поскольку только в комплексе они могут производить оздоровительный эффект. Двигательная активность содействует полноценному использованию поступающих в организм с пищей веществ. Физические упражнения вместе с закаливанием приносят тканям организма ценнейшую в биологическом отношении информацию, стимулирующую жизнедеятельность всех органов и тканей.
В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед социальными институтами, в том числе дошкольными образовательными учреждениями, является использование средств и форм физического воспитания в формировании сознательной потребности в двигательной активности и становлении культуры здорового образа жизни человека. Значимым периодом в жизнедеятельности человека является дошкольный возраст. В этом возрасте дети входят в общественную жизнь вне семьи и утверждают себя как члены общества. Переход ребенка на дошкольном этапе жизни в систему
общественного воспитания сопровождается усилением воздействия социальных институтов на его формирование образа жизни. В педагогическом направлении по формированию здорового образа жизни работают такие ученые как Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, О.Л. Трещева и др.
Одна из причин, лежащая в основе проблемы здоровья, состоит в том, что в организации жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях отмечается значительное увеличение объема и интенсивности учебно-воспитательной работы. Наряду с этим наблюдается диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую ребенок получает в результате большого потока информации, и недостаточной, по оценке специалистов, двигательной активностью дошкольников, что, бесспорно, оказывает негативное воздействие на их здоровье. В связи с этим, в системе дошкольного образования задачи оздоровительного направления продолжают оставаться наиболее актуальными. Современные требования общества таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, неизбежно. Следовательно, должны быть обеспечены социально-педагогические условия и разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы не только сохранить здоровье ребенка, но, и способствовали бы формированию здорового образа жизни.
Необходим принципиально иной подход к целостному образовательному процессу дошкольников, при котором наряду с обеспечением необходимых условий для развития воспитанника было бы возможно актуализировать у него базовые потребности в самопознании и самосовершенствовании и побудить его к приобщению здорового образа жизни. Для решения вышеобозначенной задачи необходимо, чтобы целостный образовательный процесс в дошкольном учреждении строился на основе здоровьесберегающего подхода. Здоровьесберегающий подход представляет собой взаимосвязь трех компонентов, которые взаимодополняя друг друга и являясь частью одного процесса, содействуют созданию необходимых условий для сохранения, укрепления здоровья ребенка, его полноценного развития и приобщения к здоровому образу жизни. Этими компонентами являются:
1. Создание здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении.
-сбалансированное рациональное питание;
-укрепление и развитие материально-технической базы дошкольного учреждения;
-обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий в помещениях и
на участках дошкольного учреждения (освещенность, чистота, проветривание, подбор
оборудования соответствующего гигиеническим нормам и др.);
-медико-социально-психолого-педагогические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса;
-создание комфортной атмосферы;
-использование экологических природных факторов и средств;
-физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация занятий.
2. Формирование образованности дошкольников в области здоровья и ведения ЗОЖ.
Процесс формирования образованности детей в области здоровья и ЗОЖ осуществляется на разных занятиях. Причем базовыми в этом направлении считаются занятия, включающие в себя познавательную область «ЗОЖ» и физической культуры. На таких занятиях воспитанники:
-приобретают представления о физическом, психическом и социальном здоровье, строении тела человека и функционировании основных органов и систем организма, взаимосвязи между окружающей социо-природной средой и состоянием здоровья;
-осваивают умения по уходу за своим телом и управлению психосоматическим состоянием;
-получают навыки общения и самоконтроля своего состояния и поведения;
-овладевают приемами защиты и правилами поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
-приобщаются к ценностям физической культуры, что является непременным условием ведения здорового образа жизни.
Наряду с занятиями дети получают необходимую информацию и здоровьесберегающие навыки и в ходе других мероприятий, например: беседы, экскурсии, игры, физкультурно-оздоровительные развлечения, культурно-гигиенические и закаливающие процедуры и др.
3. Организация физического воспитания валеологической направленности.
Освоение детьми компетенций в области ЗОЖ невозможно без ценностной мотивации личности. Другими словами, в ходе образовательной деятельности воспитанники получают возможность осознать здоровье как основополагающую ценность человеческой жизни, и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем.
Семья также выступает неотъемлемой частью целостной системы здоровьесберегающего образования дошкольников, поскольку каким бы полным и глубоким оно ни было в рамках дошкольного учреждения, оно никогда не станет полноценным без помощи родителей воспитанников и их активного участия в этом процессе. В связи с этим особый смысл приобретает «ликбез» для членов семьи, осуществляемый в рамках внутри-и вне детсадовских лекториев, семинаров, консультаций. В итоге повышение уровня культуры здоровья родителей будет способствовать организации здорового образа жизни в семье, что благотворно отразится и на здоровье детей.
В раннем возрасте в основном формируется неосознанная мотивация здоровья, которая базируется на физиологических потребностях. К старшему дошкольному возрасту, ведущую роль приобретают познавательная и социальная мотивации, которые носят осознанный характер. Поддерживая и стимулируя их, можно формировать мотивацию здоровья и здорового образа жизни у старших
дошкольников.
Одним из методов, способствующих пониманию ребенком общечеловеческих ценностей (ценность жизни, личности, индивидуальности), является вызванная педагогом рефлексия, которая ориентирована на собственное здоровье и здоровье близких ему людей. Рефлексия побуждает ребенка не только к анализу, коррекции и прогнозу своего поведения, но и к осознанию личной ответственности, как за свое здоровье, так и здоровье других людей. С этой целью используемые воспитателем ситуации и приведенные примеры должны быть не абстрактными, а «персонифицированными», то есть иметь конкретных участников из реальной жизни ребенка, его семьи, друзей. Наряду с этим немаловажен и феномен «личного примера». Следует отметить, что образование дошкольников в области здоровья и ЗОЖ может быть достигнуто путем одновременного использования ряда методов, комплексно воздействующих на восприятие ребенка. Ушинский К.Д. писал: «Дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе. Таким образом, облекая первоначальное учение в формы, краски, звуки –словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем, вместе с тем наше учение доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления». Выявление визуальных и смысловых представлений о здоровье и ЗОЖ с дальнейшей их корректурой является центральной задачей начального этапа формирования здоровья. В связи с этим, познавательный материал должен представляться комплексно и разными средствами:
-вербальными –рассказ, объяснение, беседа;
-наглядными –иллюстрации, модели, демонстрации;
-практическими –опыты, показ способа действия с объектом, организация наблюдения и исследовательская деятельность.
В результате чего, дети получают информацию на визуальном, слуховом, тактильном, мышечном и обонятельном уровнях восприятия.
Важным является то, что педагог не только должен предъявлять информацию о здоровье, но стремиться выявить ее у детей и с помощью различных приемов сформировать потребность в здоровье и здоровом образе жизни. Именно формирование здоровьесберегающих умений и становление поведенческих навыков, направленных на самооздоровление, развитие, коррекцию поведения и самочувствия –является приоритетной целью здоровьесберегающего подхода к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Сам ребенок должен принять ответственность за свое здоровье.
К средствам физической культуры относятся: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, психотренинг, массаж, подвижные игры. Здоровьесберегающий потенциал физических упражнений широк и включает в себя: формирование осанки, профилактику плоскостопия и нарушения зрения, развитие органов дыхания и мелкой моторики рук, укрепление опорно-двигательного аппарата и оптимизацию психофизического состояния.
Физическая культура личности рассматривается как субъективный компонент общей культуры личности, отражающей отношение человека к собственному физическому (телесному) и связанному с ним духовному состоянию, благодаря которому человек может достичь физического совершенства и вести здоровый и социально активный образ жизни. Уровень физической культуры человека определяется тем, насколько он овладел основными ценностями важнейшей составляющей общей культуры личности. К их числу относятся знания о строении и функционировании двигательного аппарата и обеспечивающих его работу систем организма, сущности и правилах организации физической подготовки и закаливания, влиянии природных факторов на физическое развитие, режиме восстановления; степень личной активности человека в формировании своего физического потенциала; уровень физической подготовленности, состояние здоровья. Итак, составными частями физической культуры личности являются здоровьесберегающая и физкультурная образованность человека. Образованность детей в области здоровьесбережения рассматривается как составная часть физической культуры личности, предполагающая освоенность комплекса компетенций в сфере здорового образа жизни и включенность в физкультурно-оздоровительную деятельность по направленному использованию его
средств и методов для сохранения, коррекции и укрепления здоровья. Таким образом, в числе наиболее значимых социально-педагогических условий в приобщении дошкольников к ЗОЖ следует выделить активное использование в познавательно-оздоровительной деятельности средств физической культуры.
Здоровьесберегающая образованность (или образованность в области здоровья и ЗОЖ) рассматривается нами как один из компонентов общей и физической культуры личности, предполагающий освоенность необходимого и достаточного комплекса специфических компетенций и включенность в физкультурно-оздоровительную деятельность с целью становления потенциала индивидуального здоровья и ведения ЗОЖ. Физкультурная образованность –один из компонентов общей и физической культуры личности, предполагающий овладение человеком компетенциями в сфере физической культуры, содействующих ведению ЗОЖ, формированию способностей в решении двигательных задач и достижению физического совершенства.
Практика показывает, что сложившаяся система физического воспитания дошкольников не обеспечивает в должной мере формирования физкультурной и здоровьесберегающей образованности. Следует отметить, что во многих методиках физического воспитания дошкольников предпочтение отдано механическому способу приобретения двигательных умений и навыков, сведя до минимума образовательную подготовку. Исследования ученых А.В. Кенеман, Г.П. Лесковой, А.Н. Соколовой, П.Ф. Лесгафта в области физического воспитания детей доказывают, что осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом и, кроме этого, способствует духовному развитию человека. В связи с этим, в процессе организации физического воспитания дошкольников следует отдавать приоритет физическому образованию, в ходе которого обучение движениям строится на основе осознанного овладения детьми представлениями о физической культуре и ее ценностях, стимулируя тем самым, мыслительную и двигательную активность ребенка. Физкультурная образованность предполагает теоретическую подготовку детей в области основ физической культуры и ЗОЖ. Таким образом, введение в процесс физического воспитания дошкольников образовательной подготовки способствует расширению кругозора детей, удовлетворению когнитивных потребностей в познании окружающего мира, а также содействует становлению двигательных умений и навыков ребенка. Одним из важнейших социально-педагогических условий является построение развивающей предметно-двигательной среды в дошкольном учреждении, способствующей укреплению здоровья детей и привитию навыков ЗОЖ. Организация данной среды предусматривает реконструирование игровой среды в групповых помещениях, на участках дошкольного учреждения и в специально отведенных местах для физкультурных занятий (стадион, бассейн, физкультурный зал).
Развивающая предметно-двигательная среда строится в вертикальной и горизонтальной плоскости, опираясь на принципы доступности, многофункциональности, проблемности, мобильности и экологичности. Принцип доступности обуславливает расположение оборудования и предметов в пространстве таким образом, что это дает возможность воспользоваться ими независимо от высоты и места расположения. В групповых помещениях для стимулирования самостоятельной двигательной активности детей используются компактные физкультурные комплексы со спортивными снарядами: лестницы, кольца, перекладины, качели, канат, трапеции. На границе групповых участков дошкольного образовательного учреждения располагается физкультурно-игровое оборудование для лазания, метания, прыжков. На участках каждой группы предусматриваются разнообразные дорожки, лабиринты, «классики», «домики», линии с целью проведения подвижных и спортивных игр. В физкультурном зале необходимо наличие оборудования и снарядов для разнообразных видов движений и двигательных действий с учетом возрастных особенностей детей.
Принцип многофункциональности предполагает многовариантное использование ребенком предметов и оборудования с разной целью, что обеспечивает физическое, когнитивное и креативное развитие. Согласно этому принципу наборы предметов, разнообразные пособия, атрибуты и оборудование (хозяйственно-бытовое, игровое, физкультурное и т.д.) дополняют друг друга и дают возможность выполнить различные движения и двигательные действия.
Принцип проблемности построения среды ориентирован на зону ближайшего развития ребенка. Суть состоит в том, что дошкольнику с целью достижения результата предоставляется выбор средств и способов движений. Данный принцип предусматривает наличие оборудования отличающегося друг от друга элементами конструкции, создающими вариативную сложность выполнения движения.
Принцип мобильности предусматривает быстрое и легкое реконструирование двигательно-игровой среды дошкольного образовательного учреждения.
Руководствуясь этим принципом, можно, во-первых, максимально использовать имеющееся пространство для движений, во-вторых, изменить его в соответствии с новыми двигательными потребностями детей, в-третьих, внести дополнительные пособия и атрибуты, стимулирующие проявление самостоятельной двигательной активности.
Принцип экологичности предусматривает:
-применение экологически безопасного материала, который обладает такими
качествами, как легкость, гигиеничность, приятность на ощупь;
-обеспечение санитарно-гигиенических условий;
-возможность контроля воздушной среды, теплового режима, освещенности.
С целью стимулирования познавательной активности и формирования мотивации ЗОЖ в работе с дошкольниками следует использовать методы проблемного обучения. Одним из таких методов является постановка ситуационных задач, максимально затрагивающих интересы дошкольника в становлении собственного здоровья с последующим выбором альтернативных решений, необходимых для ведения ЗОЖ. Метод представляет собой обыгрывание гипотетических ситуаций (физкультурной и здоровьесберегающей направленности), в ходе которых дети на основе приобретенных знаний и собственного опыта предлагают варианты решения ситуационных задач. Анализ и оценивание предложенных путей решения проводится не только педагогом, но и самими детьми. Еще одним способом формирования у дошкольников мотивации к овладению здоровьесберегающими знаниями является использование игровых форм обучения. Игры насыщаются здоровьесберегающим содержанием и используются для усвоения информации, формирования умения. Это может быть, например, игра с мячом (по типу –«Съедобное –несъедобное») с называнием
гигиенических средств и предметов по уходу за телом, или приход на занятие «доктора Айболита», который познакомит детей с техникой точечного массажа для профилактики острых респираторных заболеваний. С целью формирования мотивации ЗОЖ и стимулирования познавательной активности используется проблематизация. Суть метода проблематизации состоит в том, что дети для решения проблемной ситуации должны сформулировать проблему и самостоятельно найти пути выхода из нее.
Решения принимаются на основании имеющейся у ребенка информации, при этом нужно еще и умение принимать решения. Следовательно, необходимо обучить детей навыкам для принятия
решения.
Таким образом, использование педагогом методов развивающего обучения является важнейшим условием приобщения ребенка к ЗОЖ и к ценностям физической культуры.