Статья «Влияние развивающей предметно-пространственной среды на физическое развитие дошкольников с ОВЗ»
Статья «Влияние развивающей предметно-пространственной среды на физическое развитие дошкольников с ОВЗ»
В данной статье описывается важность создания развивающей предметно-пространственной среды, влияющей на всестроннее развитие ребенка. Так как дети с ОВЗ физически болле ослаблены, поэтому очень важно серьезно подойти к организации спортивного центра для самостоятельной двигательной активности таких детей. В статье рассматриваются задачи и предлагается перечень наполняемости спортивного центра для детей с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Влияние развивающей предметно-пространственной среды на физическое развитие дошкольников с ОВЗ»»
«Влияние развивающей предметно-пространственной среды на физическое развитие дошкольников с ОВЗ»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть находится в постоянном движении»
Жан Жак Руссо
Согласно ФГОС одна из задач дошкольного образования – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия. Координации движения, крупной и мелкой моторики обоих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Особое внимание необходимо уделять физическому развитию детей с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи). Под этим термином понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторон; при нормальном слухе и интеллекте.
Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности возникают в выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, им трудны такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. В анализе результатов исследований общей моторики у детей с отклонениями в речевом развитии Герасименко Ю.В. отмечает следующие особенности: сниженный интерес к выполнению движений, низкая степень самостоятельности при выполнении заданий, активное использование помощи взрослого, замедленный темп движений, быстрая утомляемость, общая напряженность, скованность, недостаточная согласованность движений рук и ног.
Недостаточная сформированность у детей с нарушениями речи как наиболее сложных, так и простых форм произвольных движений, рано формирующихся в онтогенезе (ползание, ходьба) свидетельствуют о нарушении функционирования ЦНС. Также у детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.
Согласно примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Нищевой Н.В. физическая культура является одним из главных разделов. Физическое воспитание направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, овладение физическими упражнениями и подвижными играми; воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, волевой, творческой личности. Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм организации двигательной деятельности: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки, самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья.
Как уже указывалось, для детей с нарушением речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования. Которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием, тем более что в обычных программах не учитываются особенности развития двигательной сферы детей с ОНР. В связи с этим важно в первых периодах обучения уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию.
Особое место в ряду форм организации двигательной деятельности занимает самостоятельная двигательная активность.
Поэтому актуальность организации спортивного центра в развивающей предметно-пространственной среде группы – это создание условий для организации самостоятельной двигательной активности, реализации основных задач физического воспитания для детей с диагнозом ОНР.
Цель спортивного центра: удовлетворение потребности дошкольника в движении, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
Развитие движений и совершенствование двигательных функций;
достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной, содержательной деятельности в коллективных играх.
Задача педагога: научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурно-оздоровительного оборудования.
Принципы:
трансформируемость физкультурного оборудования в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
полифункциональность материалов;
вариативность среды предполагает наличие разнообразного оборудования, обеспечивающего свободный выбор детей;
стабильности-динамичности (спортивный центр создан на длительный срок, но вносятся регулярные изменения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей);
доступность среды предполагает сводный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ к физкультурному оборудованию.
Требования к организации и размещения спортивного центра
1. Предусмотрены санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции.
2. В целях безопасности спортивный центр хорошо укреплен.
3. Цвет основного оборудования (шкаф) – бледно-коричневого спокойно тона.
4. Материал – безвредный, термо-, влагоустойчивый, не имеет неприятных запахов.
5. Каждое физкультурное пособие эстетичное, прочное, надежное, пригодно для эксплуатации.
Наполнение спортивного центра
Спортивный центр может располагаться в раздевалке, где достаточно места для реализации самостоятельной двигательной активности.
Основное физкультурное оборудование располагается на верхней центральной полке в шкафу светло-коричневого цвета. Материал расположен на верхней центральной полке, в центре шкафа на металлическом стержне, на нижней полке и в нижнем шкафчике с дверцами.
С правой и с левой стороны шкафа есть по три небольших полки для размещения физкультурного оборудования. Рядом располагается корзина с разноцветными мячами разной величины.
На полке возле стены стоит корзина с теоретическим материалом:
картотека подвижных и малоподвижных игр;
картотека физкультминуток;
картотека пальчиковых игр;
иллюстративный материал по видам спорта;
опорные схемы основных движений;
настольные и дидактические спортивные игры;
маски, шапочки для обыгрывания в подвижных играх.
На стене располагается стенд «Наши победы», где размещены грамоты детей за успехи в спортивных соревнованиях, олимпиадах.
Для спортивных игр:
бадминтон (ракетки);
боулинг (кегли, специальные шары);
городки;
мяч футбольный;
ракетки для тенниса.
Для игр с бросанием, ловлей, метанием:
мяч-фитбол;
кегли;
мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках»;
кольцеброс;
мячи большие, средние, маленькие;
мешочки с песком;
корзина для игры с бросанием.
Для уголка здоровья:
ножной массажер (игольчатый);
маленький игольчатый ножной массажер;
массажер ручной;
мешочки с разной крупой;
бусы разного размера;
мячи игольчатые;
эспандер.
Для профилактики плоскостопия:
доска ребристая;
коврики резиновые с шипами;
дорожка тканевая с пробками;
дорожка тканевая со следами;
дорожка тканевая с карандашами, крупой, пуговицами;
гимнастические палки.
Для утренней гимнастики:
кольца;
флажки;
султанчики.
Для игр с прыжками:
скакалки;
плоские круги;
обручи;
шнуры, веревка.
Для упражнений лежа или сидя на полу, используется мягкий ковер. Для игр и упражнений – небольшая широкая скамейка, которая при необходимости можно убрать.
В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформация позвоночника, ног, стоп. Как утверждал Гиппократ «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание, наше тело». Поэтому в целях профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата (сутуловатость, вялая осанка, уплощенная стопа), общей координации движений, мелкой моторики рук, глазомера, мы используем в нашем спортивном центре:
Нестандартное оборудование:
массажные дорожки (профилактика плоскостопия);
разноцветные колбы (профилактика плоскостопия);
кольцеброс из пластиковых бутылок (меткость, координация движений);
«ловишки» (ловкость, координация движений);
Пособие из ткани «Попади в круг» (ловкость, координация движений);
Бусы из киндер-сюрприза (мелкая моторика пальцев рук).
«вертолет» (чувство равновесия);
«ходули» (деревянные пеньки с веревочками) (упражнение на равновесие);
Пластиковые бутылочки с песком (укрепление мышц рук и ног);
«лапти» (укрепление мышц ног);
Лабиринт (для развития двигательных и познавательных умений);
Эспандер из колец и широкой резинки (массаж частей тела);
Колючие коврики «травка» (массаж стопы ног);
«тихий тренажер» - это наклеенные из цветного гофрированного картона силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м (массажер для ладоней рук);
парашут (большой разноцветный круг для развития внимания, сенсорных знаний, упражнений для укрепления мышц туловища и ног) Подвижные игры: «Перекати мяч в домик», «Найди свой дом».
лента на палочках (развитие мелкой моторики пальцев рук);
мягкое бревно из линолеума и ваты (укрепление мышц ног и рук).
Мягкие предметы нестандартного оборудования являются многофункциональными и выполняют несколько целей по физическому развитию детей, например: бревно, разноцветные колбы, пластиковые бутылки и др.