kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Влияние развивающей предметно-пространственной среды на физическое развитие дошкольников с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описывается важность создания развивающей предметно-пространственной среды, влияющей на всестроннее развитие ребенка. Так как дети с ОВЗ физически болле ослаблены, поэтому очень важно серьезно подойти к организации спортивного центра для самостоятельной двигательной активности таких детей. В статье рассматриваются задачи и предлагается перечень наполняемости спортивного центра для детей с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Влияние развивающей предметно-пространственной среды на физическое развитие дошкольников с ОВЗ»»

«Влияние развивающей предметно-пространственной среды на физическое развитие дошкольников с ОВЗ»


«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть находится в постоянном движении»

Жан Жак Руссо


Согласно ФГОС одна из задач дошкольного образования – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия. Координации движения, крупной и мелкой моторики обоих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Особое внимание необходимо уделять физическому развитию детей с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи). Под этим термином понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторон; при нормальном слухе и интеллекте.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности возникают в выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, им трудны такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. В анализе результатов исследований общей моторики у детей с отклонениями в речевом развитии Герасименко Ю.В. отмечает следующие особенности: сниженный интерес к выполнению движений, низкая степень самостоятельности при выполнении заданий, активное использование помощи взрослого, замедленный темп движений, быстрая утомляемость, общая напряженность, скованность, недостаточная согласованность движений рук и ног.

Недостаточная сформированность у детей с нарушениями речи как наиболее сложных, так и простых форм произвольных движений, рано формирующихся в онтогенезе (ползание, ходьба) свидетельствуют о нарушении функционирования ЦНС. Также у детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.

Согласно примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Нищевой Н.В. физическая культура является одним из главных разделов. Физическое воспитание направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, овладение физическими упражнениями и подвижными играми; воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, волевой, творческой личности. Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм организации двигательной деятельности: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки, самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья.

Как уже указывалось, для детей с нарушением речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования. Которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием, тем более что в обычных программах не учитываются особенности развития двигательной сферы детей с ОНР. В связи с этим важно в первых периодах обучения уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию.

Особое место в ряду форм организации двигательной деятельности занимает самостоятельная двигательная активность.

Поэтому актуальность организации спортивного центра в развивающей предметно-пространственной среде группы – это создание условий для организации самостоятельной двигательной активности, реализации основных задач физического воспитания для детей с диагнозом ОНР.

Цель спортивного центра: удовлетворение потребности дошкольника в движении, приобщение к здоровому образу жизни.


Задачи:

  • Развитие движений и совершенствование двигательных функций;

  • достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

  • предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

  • воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

  • создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной, содержательной деятельности в коллективных играх.


Задача педагога: научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурно-оздоровительного оборудования.


Принципы:

  • трансформируемость физкультурного оборудования в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

  • полифункциональность материалов;

  • вариативность среды предполагает наличие разнообразного оборудования, обеспечивающего свободный выбор детей;

  • стабильности-динамичности (спортивный центр создан на длительный срок, но вносятся регулярные изменения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей);

  • доступность среды предполагает сводный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ к физкультурному оборудованию.


Требования к организации и размещения спортивного центра

1. Предусмотрены санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции.

2. В целях безопасности спортивный центр хорошо укреплен.

3. Цвет основного оборудования (шкаф) – бледно-коричневого спокойно тона.

4. Материал – безвредный, термо-, влагоустойчивый, не имеет неприятных запахов.

5. Каждое физкультурное пособие эстетичное, прочное, надежное, пригодно для эксплуатации.


Наполнение спортивного центра

Спортивный центр может располагаться в раздевалке, где достаточно места для реализации самостоятельной двигательной активности.

Основное физкультурное оборудование располагается на верхней центральной полке в шкафу светло-коричневого цвета. Материал расположен на верхней центральной полке, в центре шкафа на металлическом стержне, на нижней полке и в нижнем шкафчике с дверцами.

С правой и с левой стороны шкафа есть по три небольших полки для размещения физкультурного оборудования. Рядом располагается корзина с разноцветными мячами разной величины.

На полке возле стены стоит корзина с теоретическим материалом:

  • картотека подвижных и малоподвижных игр;

  • картотека физкультминуток;

  • картотека пальчиковых игр;

  • иллюстративный материал по видам спорта;

  • опорные схемы основных движений;

  • настольные и дидактические спортивные игры;

  • маски, шапочки для обыгрывания в подвижных играх.


На стене располагается стенд «Наши победы», где размещены грамоты детей за успехи в спортивных соревнованиях, олимпиадах.


Для спортивных игр:

  • бадминтон (ракетки);

  • боулинг (кегли, специальные шары);

  • городки;

  • мяч футбольный;

  • ракетки для тенниса.


Для игр с бросанием, ловлей, метанием:

  • мяч-фитбол;

  • кегли;

  • мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках»;

  • кольцеброс;

  • мячи большие, средние, маленькие;

  • мешочки с песком;

  • корзина для игры с бросанием.


Для уголка здоровья:

  • ножной массажер (игольчатый);

  • маленький игольчатый ножной массажер;

  • массажер ручной;

  • мешочки с разной крупой;

  • бусы разного размера;

  • мячи игольчатые;

  • эспандер.


Для профилактики плоскостопия:

  • доска ребристая;

  • коврики резиновые с шипами;

  • дорожка тканевая с пробками;

  • дорожка тканевая со следами;

  • дорожка тканевая с карандашами, крупой, пуговицами;

  • гимнастические палки.


Для утренней гимнастики:

  • кольца;

  • флажки;

  • султанчики.


Для игр с прыжками:

  • скакалки;

  • плоские круги;

  • обручи;

  • шнуры, веревка.


Для упражнений лежа или сидя на полу, используется мягкий ковер. Для игр и упражнений – небольшая широкая скамейка, которая при необходимости можно убрать.

В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформация позвоночника, ног, стоп. Как утверждал Гиппократ «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание, наше тело». Поэтому в целях профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата (сутуловатость, вялая осанка, уплощенная стопа), общей координации движений, мелкой моторики рук, глазомера, мы используем в нашем спортивном центре:


Нестандартное оборудование:

  • массажные дорожки (профилактика плоскостопия);

  • разноцветные колбы (профилактика плоскостопия);

  • кольцеброс из пластиковых бутылок (меткость, координация движений);

  • «ловишки» (ловкость, координация движений);

  • Пособие из ткани «Попади в круг» (ловкость, координация движений);

  • Бусы из киндер-сюрприза (мелкая моторика пальцев рук).

  • «вертолет» (чувство равновесия);

  • «ходули» (деревянные пеньки с веревочками) (упражнение на равновесие);

  • Пластиковые бутылочки с песком (укрепление мышц рук и ног);

  • «лапти» (укрепление мышц ног);

  • Лабиринт (для развития двигательных и познавательных умений);

  • Эспандер из колец и широкой резинки (массаж частей тела);

  • Колючие коврики «травка» (массаж стопы ног);

  • «тихий тренажер» - это наклеенные из цветного гофрированного картона силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м (массажер для ладоней рук);

  • парашут (большой разноцветный круг для развития внимания, сенсорных знаний, упражнений для укрепления мышц туловища и ног) Подвижные игры: «Перекати мяч в домик», «Найди свой дом».

  • лента на палочках (развитие мелкой моторики пальцев рук);

  • мягкое бревно из линолеума и ваты (укрепление мышц ног и рук).


Мягкие предметы нестандартного оборудования являются многофункциональными и выполняют несколько целей по физическому развитию детей, например: бревно, разноцветные колбы, пластиковые бутылки и др.







7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смирнова Татьяна Владимировна

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530899


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства