Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание экологического сознания у детей"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 211
Статья «Воспитание экологического сознания у детей»
Воспитатели: Королькова М.П.
Кузнецова Л.В.
Кемерово
2020г
Воспитание экологического сознания у детей
Так как экологические проблемы в мире продолжают нарастать, то встаёт необходимость воспитания экологического сознания у людей. Экологическое образование должно быть непрерывным с самого детства.
Методика экологического воспитания дошкольников включает в себя: различные программы, методы, региональный подход к содержанию и форме работы с детьми с учетом природных особенностей и социальных условий.
Так как игра является ведущей деятельностью детей, то её необходимо использовать при экологическом воспитании дошкольников. В сюжетно-ролевой игре или через определённые игровые ситуации можно донести важность бережного отношения к природе и всему живому на планете.
Через сказочных персонажей дети знакомятся с окружающей природой – растительным и животным миром. Через литературу или в игре дети формируют свои представления о природе, обращая внимание детей на актуальные проблемы можно заложить основы экологического сознания в развитии личности каждого ребёнка.
Важно взрослым создавать развивающие пространство для детей, чтобы они могли самостоятельно в игровой деятельности проигрывать ситуации правильного отношения к окружающей среде, животным и людям, чтобы они понимали взаимосвязь всего живого на планете.
Можно использовать игровую деятельность для ознакомления детей с природой, при этом формировать реалистичные представления о растительном и животном мире. Таким образом с ранних лет будет воспитываться экологическая культура.
Дидактические игры помогут детям лучше усвоить знания об окружающем мире и закрепить понимание как правильно относиться к природе и животному миру. Выработать правильные навыки и правила поведения в природе (не разводить костры в лесу, не бросать мусор, беречь бумагу, заботиться о деревьях, и т.д.)
С помощью обучающих игр у детей будут формироваться знания, которые проигрываются в различных ситуациях, таким образом познавательная деятельность будет интересна для детей.
Использование сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании, так же позволяет быстро усваивать детьми новые знания, так как в процессе сюжетно-ролевой игры у детей благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому дети так же легко усваивают новый материал.
В сюжетно-ролевой игре формируются не только знания о природе, но и отношение к окружающему миру. Структура сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия. Таким образом в игровом процессе развивается интеллект у детей. Помочь направить игру к нахождению правильного решения задачи, конечно должен воспитатель, но по мере взросления, дети, самостоятельно усвоив знания выбирают правильное поведения в определённых условиях. Дидактические для экологического воспитания: «Овощи- фрукты», «Семена», «Цветы», и т.д. Сюжетно-ролевые игры: «Лесник», «Спасатели», «Поход» и т.д.
Так же важно включать в игровые сюжеты знакомых детям литературных сказочных персонажей: Буратино, Незнайку, Петрушку и т.д. Герои любимых сказок на своём примере могут демонстрировать правильное экологическое поведение и отношение к природе, вызывая у детей так же положительное отношение и закрепляя экологические знания.
Литература: Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.