Статья: "ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА, СОСТАВЛЕННОГО ПО ДЕМОНСТРИРУЕМОМУ ДЕЙСТВИЮ"
Статья: "ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА, СОСТАВЛЕННОГО ПО ДЕМОНСТРИРУЕМОМУ ДЕЙСТВИЮ"
Цели. Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом — фразой из 3—4 слов; пересказывать текст, составленный из 4 предложений; развивать внимание детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: "ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА, СОСТАВЛЕННОГО ПО ДЕМОНСТРИРУЕМОМУ ДЕЙСТВИЮ"»
зАНЯТИЕ № 1
ТемаВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА,
СОСТАВЛЕННОГО ПО ДЕМОНСТРИРУЕМОМУ ДЕЙСТВИЮ
Цели, Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом — фразой из 3—4 слов; пересказывать текст, составленный из 3—4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними; развивать внимание детей.
Ходзанятия. Занятие начинается (а также 3 последующих) со «спектакля», который разыгрывают мальчик и девочка из группы детского сада. Все действия «артистов» логопед оговаривает с ними заранее. Остальные дети наблюдают за действиями мальчика и девочки, сидя на стульях.
РАССКАЗ «ИГРА»
Рассказывает взрослый (по окончании спектакля), имена действующих лиц заменяются именами детей данной группы.
Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Барби. Дети играли.
ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ
Ответ дается полным предложением.
Кто вошёл в группу? — Куда вошли дети? — Что взял Миша? — Кого взяла Катя? — Что катал Миша? — Кого причёсывала Катя?
В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как ответ на него для детей труден.
Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет.
Катя села на ковёр. Миша долго завтракал.
Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку.
У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку.
Миша любит машинки.
И т.п.
2. Установлениепорядкапредложенийврассказе
Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.
Катя взяла куклу. — Катя вошла в группу. Катя причёсывала куклу. — Катя взяла куклу. Миша взял машинку. — Миша катал машинку. Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.
Взрослый предлагает ребенку выбрать из рассказа слова — названия действий (вошли, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже:
причёсывала — вошли взял — катал играли — вошли причёсывала — взяла
Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу.
5
ЗАНЯТИЕ № 2
ТемаВОСПРОИЗВЕДЕНИЕРАССКАЗА,
СОСТАВЛЕННОГОПОДЕМОНСТРИРУЕМОМУДЕЙСТВИЮ
Цели. Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом — фразой из 3—4 слов; пересказывать текст, составленный из 4 предложений; развивать внимание детей.
Ходзанятия
РАССКАЗ «ДЕЖУРНЫЕ»
Имена действующих лиц заменяются именами детей группы.
Таня, Вова и Петя дежурят. Таня поливает цветы. Вова кормит попугая. Петя накрывает на стол.
ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ
Ребенок отвечает полным, четким предложением.
Что поливала Таня? — Что делала Таня? — Что делал Вова? — Что Петя ставил на стол? — Куда Петя ставил посуду? — Что делал Петя? — Что делали все дети? Важно, чтобы дети не повторяли слово делал, а сразу употребляли нужный глагол.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Подборслов
Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса малыша.
Таня поливала цветы. А что ещё можно поливать? (Огурцы, помидоры, клумбу, грядку, дорожку, асфальт, горку, кустыит.п.)
Вова кормил попугая. Кого ещё можно кормить? (собаку, кошку, канарейку, ежа, хомяка, кролика, рыбок, щенка, котёнкаит.п.)
Что можно ставить на стол? (Вазу, тарелки, миску, хлебницу, блюдца, чашки, салфетницу, солонку, перечницу, салатницу, молочник, конфетницуит.п.)
Что можно класть на стол? (Ложки, вилки, ножи, салфетки, чайныеложечкиит.п.)
2. Заменадействиявпредложении
Взрослый читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки — ведь это писал Незнайка!
Салфетница лежитна столе. Нож стоитна столе. Чашка лежитна столе. Таня наливаетцветок. Вова выливаеткактус. На этом этапе обучения еще рано выходить за рамки 3—4-словных предложений.
Взрослый должен поощрять добавление ребенком деталей, если они относятся к событиям, описанным в рассказе. На этом этапе ребенок должен стараться пересказывать рассказ короткими, но четкими предложениями, не переставляя слова и не делая длинных пауз между фразами.
ЗАНЯТОЕ№ 3
ТемаСОСТАВЛЕНИЕРАССКАЗА
ПОСЛЕДАМПРОДЕМОНСТРИРОВАННОГОДЕЙСТВИЯ
Цели. Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3—5 слов, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4—5 предложений с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними.
Ходзанятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Дети наблюдают, как 2 «артиста» выполняют в раздевалке действия, заранее оговоренные с ними логопедом. Так как на этом занятии дети не пересказывают готовый рассказ, а сами его составляют, то в начале они отвечают на вопросы по просмотренному «спектаклю».
ВОПРОСЫ
(В вопросах используются имена детей, участвовавших в разыгрывании сцены.)
Куда вошли Маша и Витя? — Что открыл Витя? — Что достал Витя? — Что надевал Витя? — Что открыла Маша? — Что достала Маша? — Что надевала Маша? — Что завязывала Маша?
И т. п. в соответствии с произведенными действиями.
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, что они наблюдали на занятии, на какие вопросы логопеда отвечали. Повторив опорные вопросы, можно предложить ребенку составить рассказ.
ОБРАЗЕЦРАССКАЗА
Образец дается в случае затруднений у ребенка при составлении рассказа.
Маша и Витя вошли в раздевалку. Витя открыл шкафчик и достал комбинезон. Витя надел комбинезон и застегнул молнию. Маша открыла шкафчик и достала ботинки. Маша завязала шнурки (зашнуровала ботинки). Дети собирались на прогулку.
Ребенок должен составить рассказ самостоятельно. В случае многочисленных ошибок, затруднений, длительных пауз взрослый дает образец, который пересказывается ребенком.
ОБРАЗЕЦРАССКАЗА
Дети вошли в спальню. Катя подошла к своей кровати. Катя взбивала подушку. Ваня складывал покрывало. Петя встряхивал одеяло.
Взрослый поощряет ребенка, если тот вводит в свой рассказ дополнительные детали, касающиеся указанных действий. Например: Катясильновзбивалаподушку. Ваняаккуратноскладывалодеяло. И т. п.
2. Словарная работа
Взрослый уточняет с ребенком значение и звуковой состав слов, обозначающих действие:
Цели. Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4—6 слов; учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.
Ходзанятия
РАССКАЗ«ВЕЧЕР»
По ходу чтения взрослый выставляет картинки на фланелеграф.
Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой, Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Бегемот играет с ленточкой.
ВОПРОСЫКРАССКАЗУ
Наступило утро или вечер? — Что делает мама? — С кем играет папа? — Какой Ванечка? — Кто Ванечка Наташе? А маме? — Где Наташа делает уроки? — Что делает Наташа? — Как зовут кота? — С чем играет кот?
УПРАЖНЕНИЯ
1. Подборобъектовксловам-определениям
К этому периоду на лексико-грамматических занятиях логопеда начинается работа по подбору нескольких определений к одному объекту, и данное упражнение помогает накапливать пассивный словарь признаков.
Слова, обозначающие признаки, полезно проговорить с ребенком по несколько раз, а при рекомендации логопеда — заучить.
2.Уточнениеродственныхотношенийвсемье
Кто Наташа маме? — Кто Ванечка папе? — А кто Ваня бабушке? — Кто Наташа дедушке? — Кто Наташа для Вани? — Кто папа для мамы? — Кто мама для папы? И т. п.
3.Подбордействийксубъектамдействия
При подборе действий взрослый помогает ребенку жестом, подсказывающим словом, мимикой, добиваясь самостоятельного называния слов.
Количество подобранных действий на этом этапе обучения должно быть примерно 8—10.
Что может делать мама? (Стирать, гладитьбельё, пылесоситьквартиру, вытиратьпыль, шитьплатье, вязатькофтуит. п.)
Мама и папа были на работе. Папа любит играть с сыном.
У Наташи много уроков. Кот любит «вискас».
*Прямоугольный лист фанеры, обтянутый фланелью, к которому прикрепляются
картинки с помощью приклеенной к их обратной стороне бархатной бумаги.
ЗАНЯТИЕ№ 6
ТемаПЕРЕСКАЗРАССКАЗАСИСПОЛЬЗОВАНИЕМФЛАНЕЛЕГРАФА
Цели. Учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов, учить пересказывать короткий текст с наглядной опорой.
Ходзанятия. До начала чтения выяснить знание детьми слова «задира» и в случае необходимости объяснить его значение. В ходе чтения рассказа взрослый одновременно выставлет и передвигает картинки на фланелеграфе в соответствии с называемыми действиями.
РАССКАЗ «КОТ-ЗАДИРА»
Жил-был во дворе кот Филя. Кот был задира. Однажды кот прыгнул на спину пуделю Мартину. Потом он разломал в песочнице куличики малышей. На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Как кинется, как вцепится голубю в хвост! Но тут из подъезда выскочил сердитый пёс Пират и грозно залаял на кота. Зашипел Филя, выгнул спину и стремглав забрался на дерево.
ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ
Как звали кота-задиру? — Почему его назвали задирой? — На кого вспрыгнул кот? — Как звали пуделя? — Что разломал Филя в песочнице? — Чьи это были куличики? Кто их лепил? — Что Филя сделал с голубем? — Во что он вцепился? — Кто выскочил из подъезда? — Какой был Пират? — Как Пират залаял на кота? — Куда забрался Филя? Почему? — Вам (тебе) жалко Филю? Почему?
УПРАЖНЕНИЯ
1.Словарнаяработа
Взрослый подробно объясняет значения слов — названий действий и признаков:
Желательно, чтобы к этому времени ребенок самостоятельно подбирал 4—5 слов или словосочетаний, обозначающих действия.
Что может делать кот? (умываться, есть, пить, игратьсленточкой, ловитьмышей, царапатьдиван, выгибатьспину, гонятьсязаптицами, убегатьотсобак, забиратьсянадеревоит.п.)
К этому периоду обучения самые «трудные» дети еще отстают по запасу глаголов, особенно когда называются оттенки значений. Взрослый просит вспомнить слова из рассказа, обозначающие действия, и составить предложения с этими словами:
жил, прыгнул, разломал, увидел и подкрался, кинулся, вцепился, выскочил, залаял, выгнул, забрался. Обратить внимание ребенка, что объединяя два действия, можно расширить предложение.
Взрослый просит ребенка определить, какое действие совершилось раньше, какое — позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа:
5. Дополнение прочитанного взрослым предложения другим, логически связанным с ним
На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Филя... Из подъезда выскочил сердитый пёс. Он.., Пёс грозно залаял на кота. Кот...
6. Пересказ рассказа поопорнымкартинкам.
На данном этапе обучения от ребенка требуется не только правильное построение предложений и отсутствие пауз в рассказе, но и громкость, четкость, эмоциональность рассказывания.
ЗАНЯТИЕ №7
ТемаПЕРЕСКАЗРАССКАЗАСИСПОЛЬЗОВАНИЕМФЛАНЕЛЕГРАФА
Цели. Учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов; учить пересказывать короткий текст с наглядной опорой.
Ходзанятия. Перед началом чтения рассказа взрослый уточняет с детьми, кто такие братья-близнецы, а затем выставляет на фланелеграф картинки — изображения двух одинаковых мальчиков. По ходу чтения на фланелеграф последовательно выставляются соответствующие предметные картинки, которые будут служить опорными сигналами при последующем пересказе текста детьми.
РАССКАЗ «ДВА БРАТА»
Жили-были два брата-близнеца — Андрюша и Кирюша. Однажды Кирилл заболел и его положили в больницу. Остался Андрей один. Сел он к телевизору, посмотрел — скучно. Достал маленькие машинки — неинтересно. Полистал комиксы — не смешно. Стал робота собирать — не получается. Сел Андрюша и загрустил. Оказывается, брат Кирюша нужнее всех игрушек на свете!
ВОПРОСЫКРАССКАЗУ
Как звали братьев-близнецов? — Что случилось с Кириллом? — Куда положили Ки-рюшу? — Весело было Андрюше смотреть телевизор? — Интересно было ему играть с машинками? — Весело было мальчику листать комиксы? — Легко было Андрею собирать робота? — Кто оказался самым нужным для Андрюши?
Вопросы могут варьироваться взрослым в зависимости от лексико-грамматических возможностей ребенка.
УПРАЖНЕНИЯ
1.Словарнаяработа
Взрослый выясняет знание ребенком или объясняет ему значение слова «комиксы». Уточняется значение наречий, содержащихся в рассказе (скучно, неинтереснои т.д.).
— Когда мы говорим: скучно? неинтересно? не смешно? трудно? грустно?
Ребенок возможно подробнее приводит варианты соответствующих событий, взрослый фантазирует вместе с малышом.
2.Образованиенаречийотприлагательных
У Андрюши грустные глаза — значит, ему как? (Грустно.)
Передачи казались мальчику скучными — значит, ему было как?
Игра в машинки была неинтересной — значит, играть было как?
Сборка робота была трудной — значит, мальчику было каково?
Комиксы казались несмешными — значит, смотреть их было Андрею каково?
3.Образованиесравнительнойстепениприлагательных
Объекты к определениям взрослый подбирает по своему усмотрению.
нужный — ещё нужнее высокий — ещё...
смешной — ещё... маленький — ещё...
интересный — ещё... большой — ещё...
трудный — ещё... толстый — ещё...
грустный — ещё... длинный — ещё... и т. п.
4.Образованиеименсобственныхсуменьшительно-ласкательнымиидр. суффик сами
Взрослый предлагает ребенку придумать разные ласковые и шутливые имена для братиков:
Андрей — Андрейка — Андрюшенька — Андрюшечка — Андрюха, Кирилл — Ки-рюша — Кирюшка — Кирюха — Кирюшенька — Кирилка и т. п.
5.Восстановлениепредложенияпонаречию
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, каково было Андрею без Кирюши в разных ситуациях (утелевизора, смашинками, скомиксами, сроботом), и назвать эти слова по порядку: скучно, неинтересно, не смешно и т.д. Затем, называя наречие, взрослый просит вспомнить предложение целиком.
6. Пересказрассказасопоройнапредметныекартинки
При пересказе ребенок может строить более развернутые предложения, например: Все передачипотелевизорубылидляАндрюшинеинтересными. Или: ДажемультикиненравилисьАндрюше, былинеинтересными. Важно, чтобы передавался смысл рассказа, сохранялась последовательность изложения, предложения строились грамотно.
ЗАНЯТИЕ№8
ТемаПЕРЕСКАЗРАССКАЗАСИСПОЛЬЗОВАНИЕМФЛАНЕЛЕГРАФА
Цели. Учить детей точно и полно отвечать на вопросы, учить пересказывать короткий текст.
Ходзанятия. Фланелеграф дети часто называют телевизором, и перед занятием взрослый может объявить, что сегодня «по телевизору» они увидят ещё одну интересную историю — приключения щенка Бимки. Бимка живет на даче. Он пока маленький, но очень любопытный. Взрослый выставляет на фланелеграф изображение симпатичного щенка. По ходу чтения он добавляет картинки — портреты других персонажей.
РАССКАЗ«ЩЕНОКБИМКА»
Убежал щенок Бимка из дома. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ёжик. Тронул его Бимка лапой — колется. Вдруг Бимка увидел бабочку — пёструю, красивую, воздушную — и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей. Запищал Бимка, завертелся на месте и выскочил на сушу. Тут слышит голос: «Бимка, Бимка! Где ты?» Это бежал и кричал Димочка, хозяин щенка. Мальчик поднял Бимку, погладил, посадил за пазуху и понёс домой.
ВОПРОСЫКРАССКАЗУ
На все вопросы, как обычно, ребенок отвечает полным предложением.
Откуда убежал щенок? — Как его звали? — Как щенок оказался на поляне? — Где он пролез? — Кого щенок увидел на поляне? — Какой был ёжик? — Кто летал над поляной? — Какая была бабочка (3 определения)? — Почему щенок свалился в ру-
чей? — Почему щенок запищал? — Куда он выскочил? — Что Бимка услышал? — Кто это был? — Куда Димочка посадил щенка? — Куда понёс?
УПРАЖНЕНИЯ
1.Уточнениепонятий:
за пазуху, отряхнулся, тронул.
2.Подборнесколькихопределенийксуществительному
Какой Бимка? (Маленький, смешной, беспомощный, слабый, шустрый, красивыйит.д.)
Какой ёжик? (Колючий, серый, маленький, остроносый, бесхвостыйит. д.)
Какая поляна? бабочка?
Какой Дима? ручей?
Выделенные слова разбираются и объясняются подробно.
При проговаривании предложения, чтобы не нарушать порядок слов, пропущенный глагол можно обозначить хлопком или зрительным символом — полоской бумаги, обозначающей слово.
Здесь важна работа над однокоренными словами: тронул—дотронулся, побежал—добежали т.д.
Щенок Бимка... из дома. Бимка... под забором. Бимка его... Бимка до него... Бимка... за бабочкой. Бимка... до бабочки. И т.д. по всему тексту.
4. Установлениеправильногопорядкасловвпредложении
Взрослый объясняет, что Незнайка перепутал все слова в предложениях, и просит ребенка помочь навести порядок в словах.
Количество слов в деформированном предложении не более пяти.
Из дома Бимка щенок убежал. ... Забором под пролез щенок. ... Поляне на ёжика увидел щенок. ... Его лапой Бимка тронул. ... Бабочку Бимка увидел вдруг. ... В свалился ручей Бимка. ... На выскочил сушу щенок. ... Щенка Дима домой понёс. ...
При затруднениях можно предложить ребенку короткий набор слов: убежал— пролез— укололся— увидел— свалился. Можно повторно прочитать рассказ.
ЗАНЯТИЕ№ 9
ТемаПЕРЕСКАЗРАССКАЗАСИСПОЛЬЗОВАНИЕМФЛАНЕЛЕГРАФА
Цели. Учить детей точно и полно отвечать на вопросы, учить пересказывать короткий текст.
Ходзанятия. Взрослый объявляет детям, что сегодня «по телевизору» они увидят историю про маленькую девочку Лену и ее маму, после чего рассказывает или читает рассказ, выставляя на фланелеграфе картинки.
РАССКАЗ«ЛЕНАИЩЕНОК»
Лена очень хотела иметь щенка, а мама ей не разрешала.
Ну что ты, Леночка,— говорила мама,— у тебя же столько вещей есть. Новый велосипед «Дружок» — есть. Книжек с картинками — целая полка. А кукла Барби с разной одеждой! А огромный Микки Маус, он такой красивый! Может, хватит игрушек?
А щенок — это не игрушка,— ответила Лена,— это друг!
ВОПРОСЫКРАССКАЗУ
Полезно поупражнять детей в выразительном воспроизведении маминых слов.
О ком мечтала Лена? — Разрешила мама Лене иметь щенка? — Что говорила мама? — Что отвечала Лена? — Какие игрушки были у девочки? — Почему ей хотелось иметь щенка? — Как Лена назовёт щенка?
УПРАЖНЕНИЯ
1. Подборопределений
К этому времени дети самостоятельно могут подбирать по 2—3 слова, обозначающих признаки.
При затруднениях ребенка в подборе определений взрослый сам называет признаки; ребенок повторяет слова сначала по одному, а затем все вместе.
Какой велосипеду Лены? (Новый, «Дружок».)
Какой Микки Маус?
Какая у Лены кукла?
Какого щенка хотела Леночка?
2.Анализпредложенийнасоответствиеихрассказу
Взрослый предлагает ребенку определить, подходит или нет каждое предложение к этому рассказу.
Мама покупала Лене много игрушек.
Лена любила рисовать.
Лена не ходила в садик.
Мама не хотела заводить собаку.
Лена любила мороженое.
Мама работала парикмахером.
И т.п.
3.Восстановлениепредложенияпоопорнойкартинке
Взрослый показывает любую из картинок к рассказу. Ребенок должен составить предложение, касающееся указанного предмета.
Взрослый называет действие, просит ребенка догадаться, о каком из предметов, нарисованных на картинке, говорится, а затем составить предложение об этом предмете и этом действии:
Особое внимание в этом упражнении обращается на выразительность прямой речи, на то, как ребенок интонацией передает чувства Леночки и ее мамы.
ЗАНЯТИЕ№ 10
ТемаПЕРЕСКАЗРАССКАЗАСНАГЛЯДНОЙОПОРОЙ
ВВИДЕСЕРИИСЮЖЕТНЫХКАРТИН
Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.
Ходзанятия. Взрослый выставляет перед детьми серию сюжетных картин о девочке, в доме которой жили попугай Петруша и кот Мурзик. Объяснение содержания картинок дается в такой последовательности: вот что случилось вначале, вот что — потом и вот что — в самом конце (так как, возможно, это первая серия картин, увиденная некоторыми детьми). Взрослый дает время рассмотреть картинки, после чего предлагает послушать рассказ.
РАССКАЗ«ПОПУГАЙПЕТРУША»
Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла она в комнату и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу-лежит несколько перышек.
Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша хороший, Петруша хороший!» Подняла Маша голову, а это её любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!
ВОПРОСЫКРАССКАЗУ
Кто жил у Маши в квартире? —- Как звали кота? — Как звали попугая? — Почему попугай вылетел из клетки? — Что увидела Маша, когда вошла в комнату? — Почему Маша решила, чтокот съел попугая? — Что лежало рядом с котом? — Откуда взялись перышки?
Разбираются варианты ответов.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Восстановлениедеформированногопредложения
Взрослый объясняет, что слова в предложениях перепутались, и просит малыша помочь навести порядок.
Клетку Маша закрыть забыла. ... Перышки кота около на лежали полу. ...
Голос Маша услышала громкий. ... Сидел на попугай люстре. ... Количество слов в деформированном предложении не более пяти.
Взрослый просит ребенка вспомнить, что было раньше, что позже, и составить полные, правильные предложения в нужном порядке.
Маша увидела попугая на люстре.— Маша услышала громкий голос. Маша испугалась, что кот съел попугая.— Маша пришла в комнату. Маша подняла голову.— Маша испугалась и заплакала.
5.Подборопределяемыхслов
Взрослый предлагает ребенку догадаться, к кому из трех героев рассказа относятся слова, обозначающие признаки:
говорливый... хитрый... пушистый... заботливая... добрая... маленький... красивый... голосистый... голодный... остроклювый... тонколапый... пушистохвостый... хитроглазый... длиннохвостый... полосатый... усатый... зубастый... остроухий... и т. п.
При трудностях восприятия сложных прилагательных взрослый объясняет их смысл, например: остроклювый— «с острым клювом». Затем взрослый предлагает малышу подобрать по 3—4 слова, характеризующих героев.
Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий.
Ходзанятия. Взрослый предлагает детям рассмотреть серию сюжетных картин о встрече мальчика в лесу с волками. После того как картинки будут внимательно рассмотрены, читает рассказ.
РАССКАЗ«ПЕТЯИВОЛКИ»
Это было зимой в одной деревне. Петя шёл из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к
нему. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну, Волки сели под сосной и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружьё и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника.
ВОПРОСЫКРАССКАЗУ
На все вопросы ребенок отвечает полным предложением.
Где жил Петя: в городе или в деревне? — Когда это было? — Откуда шёл Петя? — Куда шёл Петя? — Мимо чего шёл Петя? — Где Петя увидел волков? — Заметили волки Петю? — Куда волки побежали? — Куда Петя вскарабкался? — Что он бросил? — Почему? — Как Петя вскарабкался на сосну? — Где сели волки? — Почему они сели под сосной? — Кто проходил мимо? — На чём шёл охотник? — Что у него было с собой? — В кого выстрелил охотник? — Что сделали волки? — Откуда слез Петя? — Что он сказал охотнику?
Взрослый предлагает ребенку подумать и рассказать, что изменится в этой истории, если события будут происходить не зимой, а летом (волки летом не такие голодные, как зимой; охотник летом будет без лыж; Петя летом не учится в школе и т.п.). Наглядной опорой и планом рассказа в этом случае также будет служить серия картин. Если ребенок испытывает трудности, взрослый сам рассказывает об изменениях и пересказывает текст в новом варианте.
ЗАНЯТИЕ N2 12
ТемаПЕРЕСКАЗРАССКАЗА
СНАГЛЯДНОЙОПОРОЙВВИДЕСЕРИИСЮЖЕТНЫХКАРТИН
Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
Ходзанятия. Взрослый читает рассказ, сопровождая чтение показом серии сюжетных картин о девочке Маше и ее кукле.
РАССКАЗ«ПРОДЕВОЧКУМАШУИКУКЛУНАТАШУ»
Девочка Маша сидела на скамейке и читала книжку. Кукла Наташа была рядом. Мимо проходил шалун Миша. У Миши в руках был воздушный шар. Миша захотел
посмеяться над Машей. Миша привязал шарик к кукле — и кукла поднялась в воздух. Миша засмеялся, а Машенька расстроилась. Любимая кукла Наташа поднималась всё выше и выше. Вдруг воробей заметил шарик и подлетел к нему. Воробей схватил шарик за ниточку и принёс девочке Маше.
ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ
Где сидели девочка Маша и кукла Наташа? — Почему Маша не увидела Мишу? — Что было у Миши в руках? — Почему кукла поднялась вверх? — Какая это была шутка — добрая или злая? — Кто принёс куклу девочке Маше? — Кто обрадовался? — Кто расстроился?
Все реплики ребенок должен произносить максимально выразительно. Взрослый помогает малышу выбрать самые точные слова и составить грамматически правильные предложения. Взрослый предлагает ребенку пофантазировать и придумать:
Что бы могла сказать Маша, когда увидела улетающую куклу?
Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
Ходзанятия. Взрослый читает рассказ, сопровождая чтение показом сюжетных картин о мальчике и белке.
РАССКАЗ«КАКАЛЁШАХОТЕЛБЕЛКУИСПУГАТЬ»
Один раз пошёл Алёша в лес за грибами. Увидел на дереве белку и кинул в неё кепку. В белку не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алёша, жалко ему стало кепки. Хорошо, что мимо проходили школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был большим мальчиком. Он залез на дерево и достал Алёшину кепку. Саша отдал кепку Алёше и сказал: «Нельзя обижать животных! Ты сам себя наказал!»
ВОПРОСЫКРАССКАЗУ
Куда пошёл Алеша? — Кого он увидел? — Где сидела белка? — ЧтоАлёша кинул в белку? — Зачем Алёша кинул кепку? — Где осталась кепка? — Почему? — За что она
зацепилась? — Кто проходил мимо? — Кто залез на дерево? — Кто достал кепку? — Что сказал Саша? — Почему Алёша сам себя наказал? — Как Алёша поступил? — Можно обижать животных?
УПРАЖНЕНИЯ
1.Составлениецепочкипредложенийпоопорнымглаголам:
пошёл — увидел — кинул — заплакал; проходил — полез — достал — сказал.
Цели. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания; продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.
Ходзанятия. Взрослый показывает серию сюжетных картин о Незнайке и задает детям вопросы по их содержанию. (Рассказ на этом занятии дети будут составлять сами.)
ВОПРОСЫ
Когда это было: зимой или летом? — Что собрал Незнайка? — Во что он собрал снежинки? — Куда Незнайка понёс снежинки? — Кому Незнайка показал снежинки? — Как было в комнате: тепло или холодно? — Какой праздник приближался? — Почему Дюймовочка засмеялась? — Откуда в шапке взялась вода? — Почему Незнайка расстроился? — Что он хотел подарить Дюймовочке? — Какие были снежинки?
Взрослый не читает образец рассказа целиком, а использует его только для помощи ребенку в случаях затруднений.
Это было зимой. Приближался праздник Новый год. Все дарили друг другу подарки. Незнайка тоже решил подарить Дюймовочке подарок. Незнайка вышел на
улицу. С неба падали крупные красивые снежинки. Незнайка снял шляпу и долго-долго стоял на морозе. Незнайка набрал много красивых снежинок. Он понёс их Дюймовочке домой. Дюймовочка стояла около ёлки и ждала подарка от Незнайки. Радостный Незнайка перевернул шляпу. Но вместо снежинок из шляпы полилась вода. Забыл Незнайка, что снежинки в комнате тают.
ЗАНЯТИЕ№ 15
ТемаСОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Цели. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Ходзанятия. Взрослый показывает серию сюжетных картин о девочке Маше и ее кукле. По ходу рассматривания картинок задает детям вопросы.
ВОПРОСЫ
Когда это было: зимой или летом? — Куда вышла девочка Маша? — Что Маша держала в руках? — Куда Маша села? — Кого Маша посадила на качели? — Смогла Маша качаться? — Почему? — Какая была кукла: тяжёлая или лёгкая? — Кто тяжелее: Маша или кукла? — Что Маша слепила? — Куда Маша посадила снеговика? — Какая девочка Маша? (Умная, сообразительная.)
Маша вышла гулять.— Куда? — Скем? Маша посадила куклу.-— Куда? — Зачем? Маша слепила снеговика.— Какого? —Длячего? Маша поставила снеговика.— Куда? —Зачем? Маша стала качаться.— Начём? — Скем?
3. Составлениесвязногорассказаснагляднойопоройввидесериисюжетныхкар тин
ОБРАЗЕЦРАССКАЗА«ПРОДЕВОЧКУМАШУИКУКЛУНАТАШУ»
Образец рассказа используется для помощи ребенку в случаях затруднений.
Это было зимой. Девочка Маша вышла во двор. С ней была её любимая кукла Наташа. Маша захотела покачаться на качелях. Она посадила куклу на одну сторону качелей, а сама села на другую. Кукла Наташа была очень лёгкой, и Маша не смогла качаться на качелях. Маша слезла с качелей, скатала комки из снега и слепила снеговика. Маша посадила снеговика рядом с куклой Наташей. Теперь можно было качаться на качелях.
ЗАНЯТИЕ№ 16
ТемаСОСТАВЛЕНИЕРАССКАЗАПОСЕРИИСЮЖЕТНЫХКАРТИН
Цели. У чить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Ходзанятия. Взрослый показывает серию сюжетных картин о «страшном звере» и задает детям вопросы по их содержанию.
ВОПРОСЫ
Куда пошли Катя и Вова? — За чем они пошли в лес? — Что дети увидели в дупле? — Где было дупло? — Почему дети испугались? — К кому побежали Катя и Вова? — Что дед Егор нёс на плече? — Куда пошли Катя, Вова и дед Егор? — На кого нацелил ружьё дед Егор? — Что он крикнул? — Кто вышел из дупла? — Почему Катя и Вова засмеялись?
Катя и Вова побежали,— Ккому? —Зачем? — Скакимисловами?
Дед Егор побежал.— Куда? —Счем? — Зачем?
Дед Егор громко крикнул.— Что? — Кому?
Вышел маленький котёнок.— Откуда? — Куда?
Дед Егор удивился.— Чтоонсказал? — Почему?
Дети засмеялись.— Как? — Почему?
3. Составлениесвязногорассказаснагляднойопоройввидесериисюжетныхкар тин
ОБРАЗЕЦРАССКАЗА«СТРАШНЫЙЗВЕРЬ»
Образец дается в случаях затруднений при составлении рассказа ребенком.
Катя и Вова отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба, Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной... котёнок. Катя и Вова рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»
ЗАНЯТИЕ№ 17
ТемаСОСТАВЛЕНИЕРАССКАЗАПОСЕРИИСЮЖЕТНЫХКАРТИН
Цели. У чить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Взрослый показывает серию сюжетных картин о Пете и его собаке и задает детям вопросы по содержанию картин.
Ходзанятия. ВОПРОСЫ
Когда это было? (Первого сентября.) — Куда шёл Петя? — Кто шёл вместе с ним? — Что нёс Петин пёс? — Где он шёл? — Видел Петя свою собаку или нет? — Кого повстречал Петин пёс Дружок? — Что было в зубах у чёрной собаки? — Что собаки сделали? — Видел Петя, что собаки поменялись? — Что принесёт Дружок в школу? — Что скажет Петя своей собаке? — Надёжным помощником оказался Дружок?
УПРАЖНЕНИЯ
1.Изменениеодногосуществительногопопадежам
Существительное портфельдобавляется в предложение в нужном падеже.
Образец рассказа дается ребенку в случаях затруднений при самостоятельном составлении рассказа.
Первого сентября Петя отправился в школу. Петю провожал его любимый пёс Дружок. Дружок нёс Петин портфель. Петя гордился своим псом. Ни у кого не было такой учёной собаки! Петя шёл с букетом цветов и не оглядывался. В это время к Дружку подошёл знакомый пёс Черныш. Черныш нёс косточку. Собаки постояли, посмотрели друг на друга и — поменялись: Черныш взял портфель, Дружок взял косточку. Останется Петя первого сентября без портфеля! Вот так «надёжный помощник» пёс Дружок!
ЗАНЯТИЕ № 18
ТемаПЕРЕСКАЗРАССКАЗАСНАГЛЯДНОЙОПОРОЙ
ВВИДЕОДНОЙСЮЖЕТНОЙКАРТИНКИ
Цель. Учить детей пересказывать рассказ большого объема.
Ходзанятия. Занятие начинается с чтения взрослым рассказа.
РАССКАЗ«ЗАБОТЛИВАЯСЕСТРА»
Однажды летом брат с сестрой — Лена и Серёжа — пошли в лес за грибами. Бродили они долго, очень устали. Только Лена набрала полную корзинку, а Серёжа нашёл всего два гриба. Увидел Сергей, что сестра собрала больше грибов, и расстроился. «Не пойду домой! — кричит.— Плохие эти грибы! Плохой лес!» Корзинку бросил, упал на землю и плачет. «Ну что ты, Серёженька! — говорит ему Лена.
— Грибы не виноваты, и лес тоже не виноват. Ты подумай: грибы-то всё равно на одной сковородке будем жарить. Забирай мою корзинку, а то я устала, мне тяжело. А я понесу твою». Послушал Серёжа сестру, успокоился и говорит: «Корзинку-то я понесу. Только она не тяжёлая, она очень ценная. Спасибо тебе, сестра!»
ВОПРОСЫКРАССКАЗУ
Когда это было? — Куда пошли Лена и Серёжа? — Кто они друг другу? — Кто старше? — Кто младше? — Сколько грибов собрала Лена? — Сколько грибов собрал Серёжа? — Почему Серёжа расстроился? — Что сказал Серёжа? — Почему он так сказал? — Что ему было обидно? — Что Лена сказала брату? — Почему она так сказала? — Ей действительно было тяжело? — Поняла Лена обиду брата? — Стала она смеяться над ним? — Позаботилась Лена о братике? — Что сказал Серёжа сестре?
— Чем ценна эта корзинка с грибами для Серёжи? — Заботливой сестрой оказалась Лена? — Какая ещё девочка Лена? — Как лучше учить другого человека: добром или злом? — Если бы Лена посмеялась над братом, понял бы он свою ошибку? — За что Серёжа сказал сестре «спасибо»: за корзинку или за добрые слова?
При составлении предложений внимание ребенка обращается на то, что определяемое слово должно стоять в конце предложения, например: Какиегрибысобираладевочка? — Девочкасобиралабольшие, красивые, крепкиегрибы.
Цель. Учить детей пересказывать рассказ большого объема.
Ходзанятия. Занятие начинается с чтения взрослым рассказа.
РАССКАЗ«ЭТОЯВИНОВАТ»
Маша и Паша играли в комнате. Бабушка готовила обед на кухне. Маша захотела варенья и полезла в шкаф за банкой. Паша говорит сестре: «Не надо, Маша! Подожди бабушку!» Но Маша не послушалась. Она встала на стул, взяла банку и не удержала её. Банка выскользнула из Машиных рук и с грохотом разбилась. На шум пришла бабушка и молча встала в дверях. Паша шагнул вперёд и громко сказал: «Бабушка, это я виноват! Меня ругай!»
ВОПРОСЫКРАССКАЗУ
Где играли Маша и Паша? — Кто они были друг другу? — За чем Маша полезла в шкаф? — Что сказал Паша сестре? — Послушалась Маша брата? — Что случилось с банкой варенья? — Кто пришёл на шум? — Что сказала бабушка? — Что сказал Паша? — Почему он взял вину на себя? — Как поступил Паша? — Кто был старше? — Кто младше? — Если бы сестра была старше Паши, мог бы он поступить так же? — Кто поступил как настоящий друг?
УПРАЖНЕНИЕ
Пересказ рассказа целиком.
ЗАНЯТИЕ№ 20
ТемаСОСТАВЛЕНИЕРАССКАЗАПООДНОЙСЮЖЕТНОЙКАРТИНКЕ
Цели. Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картинке, изображенные на которой события — конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем, строить фразы с включением нескольких определений.
Ходзанятия. Взрослый показывает сюжетную картинку; после внимательного рассматривания картины ребенком задает ему вопросы.
УПРАЖНЕНИЕ
Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
ВОПРОСЫКСЮЖЕТНОЙКАРТИНЕ
Когда это было? — Где это случилось? — С кем играла девочка Таня? — Кто забрал у Тани мяч? — Хорошо поступил мальчик Витя? — Почему Таня заплакала? — С чем играл другой мальчик, Андрей? — Что он протянул Тане? — Что сказал Андрей? — Кто поступил как настоящий друг? — Как поступил Андрюша? — Кто поступил по-доброму? — С кем девочка Таня будет дружить? — Кому Таня даст свои игрушки?
ОБРАЗЕЦРАССКАЗА«ДРУЗЬЯ»
Образец рассказа дается в случае затруднений.
Летом на поляне играли трое друзей — Таня, Витя и Андрей. Таня подбрасывала и ловила мяч. Ей было очень весело. Вдруг Витя выхватил у Тани мяч и крикнул: «Хватит тебе бросать, я тоже хочу поиграть с мячом!» Таня заплакала. Тогда Андрей сбегал домой и принёс воздушный шар. Андрей протянул красивый, блестящий воздушный шарик Тане и сказал: «Возьми, Таня, не плачь!»
ЗАНЯТИЕ№ 21
ТемаСОСТАВЛЕНИЕРАССКАЗАПООДНОЙСЮЖЕТНОЙКАРТИНЕ
Цели. Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картинке.
Ходзанятия. Взрослый показывает сюжетную картинку; после внимательного рассматривания картины ребенком задает ему вопросы.
ВОПРОСЫКСЮЖЕТНОЙКАРТИНЕ
Когда это было? — Где это случилось? — С кем Оля пошла в лес? — За чем Оля пошла в лес? — Что случилось с Олиной собакой? — Как она поранила лапку? — Почему собака заскулила? — Что расплела Оля? — Чем она забинтовала лапку собаке? — Как поступила Оля? — Для чего Оля забинтовала лапку?
Разбираются варианты ответов. Ребенок может пофантазировать.
УПРАЖНЕНИЕ
Составление рассказа по одной сюжетной картине.
ОБРАЗЕЦРАССКАЗА«СЛУЧАЙВЛЕСУ»
Образец дается в случае затруднений при самостоятельном составлении рассказа ребенком.
Оля со своей собакой Альмой пошла в лес за грибами. Оля собирала грибы, Альма бегала по лесу. Вдруг собака жалобно заскулила. Оля бросила корзинку с грибами и подбежала к собаке. Альма сидела около разбитой бутылки, а из лапки текла кровь. Оля не растерялась, расплела свою косу, вынула из неё ленточку и забинтовала лапку любимой собаке.