Дети свободно играют. Воспитатель привлекает их внимание:
Воспитатель: Ребята, я сегодня зашла в группу и увидела, что у нас гости. Кто это?
Дети: Мойдодыр.
Воспитатель: Мойдодыр – это кто? Вспомните, какой писатель написал эту сказку?
Воспитатель: Мойдодыр пришёл не один, а с сюрпризом.
Задание № 1.
Воспитатель показывает коробочку: Интересно, что в ней? Вы это сможете узнать, если отгадаете загадку:
Не люблю грязнуль, нерях,
Грязных шортиков, рубах. Чтоб без сажи были лица,
Предлагаю всем умыться.
А чтоб тело чистым было, Вам поможет в этом…….
Дети: Мыло.
Воспитатель: Правильно, это мыло.
Воспитатель: Ребята, а зачем нужно мыло?
Дети: Для того, чтобы умываться.
Воспитатель: А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.
Дети: Можно, но с мылом будет чище. Мыло отмывает грязь, уничтожает микробы.
Воспитатель: правильно. Ведь вода отмывает не всю грязь.
Давайте посмотрим, какое мыло принёс нам Мойдодыр? Какого цвета, формы, запаха?
Воспитатель подходит детей к выводу:
Мыло может быть разного цвета, формы, запаха. Мыло, которым мы моем руки, называется туалетным.
Воспитатель: Давайте поиграем. Игра на координацию речи с движением «Умывалочка».
Буль, буль, буль - журчит водица,
Все ребята любят мыться.
Руки с мылом мы помыли,
Нос и щеки не забыли.
Не ленитесь вымыть уши.
Дружно вытерлись посуше.
Задание № 2. Работа с мнемотаблицей.
Воспитатель: Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки? Он принёс картинки и просит вас расставить их по порядку (дети проговаривают последовательность мытья рук, раскладывают картинки в правильной последовательности вместе с воспитателем).
Задание № 3.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за сумочка? (предлагает ребёнку посмотреть, что в ней находится).
Дети: это тоже мыло.
Воспитатель: Какое-то оно не такое. И запах совсем необычный. Кто-нибудь видел такое мыло? Где оно применяется? (выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: коричневое мыло, с необычным запахом называется хозяйственным, и применяется в хозяйстве, им можно стирать.
Пальчиковая гимнастика «Для чего нам нужно мыло?»
- Для чего нам нужно мыло и прозрачная водица? (Руки вперед ладошками вверх)
- Чтобы все мы руки мыли.
- Чтоб могли мы все умыться. (Имитация движений)
- Мылим, мылим руки, чтобы
Испугались все микробы. (Грозят пальчиками)
- Чтобы мы все не болели. (Качают головой)
- Чтобы чистой стала кожа. (Любуются чистыми руками)
- Пухнет мыло пеной белой. (Нюхают мыло)
- Так на облако похоже. (Рисуют руками в воздухе облако)
- Потому что очень важно. (Грозят пальчиком)
Пусть запомнит это каждый, Руки мыть перед едой!
Задание № 4
Воспитатель предлагает детям достать из сумочки то, что там лежит. Дети достают бутылочку с жидким мылом. Воспитатель читает надпись на бутылочке «Жидкое мыло».
Воспитатель: Интересно, а зачем мыло в бутылочке? Почему называется жидким?
Дети: потому что течёт.
Воспитатель предлагает детям встать возле стаканчиков, которые стоят на столе.
Воспитатель: Как вы думаете, дети, что в этих стаканчиках?
Дети: вода.
Воспитатель: Как вы догадались, что там вода?
Воспитатель предлагает детям понюхать.
Дети: она без запаха, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: нальём в стакан мыло!
Воспитатель: Возьмите трубочки и подуйте в неё, опустив в воду с мылом.
Дети выполняют.
Воспитатель: Что случилось с мылом в воде? Откуда взялись пузыри?
Дети: Мыло в воде растворилось. Пузыри мы выдули из мыльной пены.
Дети делают вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Игра: «На что похож мыльный пузырь?»
Если согласны, кричите громко «ДА» и хлопайте в ладоши.
А если не согласны, кричите громко «НЕТ» и топайте ногами.
Воспитатель:
Мыльный пузырь похож на апельсин?
На яблоки в саду?
На рыбку, там в пруду?
На мячик надувной?
Он похож на телефон?
Или на магнитофон?
Круглый он, как солнце в небе?
И как колесо на велосипеде?
А ещё похож на дом?
А на белый снежный ком?
Итог:
- Какое бывает мыло? (Туалетное, хозяйственное, жидкое)
Воспитатель:
А ещё мыльные пузыри похожи на воздушные шары.
Этапы деятельности
Содержание деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Мотивационно-
побудительный
Рассматривание игрушки Мойдодыр
Где вы встречали Мойдодыра?
Кто написал сказку? (писатель)
Рассматривание игрушки Мойдодыр
Основной
Обсуждение этапов работы, общих действий
Зачем нужно мыло?
Какого цвета, формы, запаха?
Как называется мыло для мытья рук, лица?
Как называется мыло, которое применяется в хозяйстве, для стирки белья.
Почему жидкое мыло в баночках?
Его свойства?
Свойства воды?
Что случилось с мылом в воде? Откуда взялись пузыри?
Что случилось с мылом в воде? Откуда взялись пузыри?
Какое бывает мыло? (Туалетное, хозяйственное, жидкое)
Принятия решения о том, для чего нужно мыло
Зарисовка ответов
Имитация стирки белья
Опыты с водой и жидким мылом
Рефлексивный
Беседа в круге
Рассказы детей о свойствах мыла, для чего оно нужно