Су джок терапия в коррекционной логопедической работе
Су джок терапия в коррекционной логопедической работе
Одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой, а также речевой деятельности ребёнка, является Су Джок терапия. Это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Метод Су Джок терапии - один из новых интеграционных лечебных методов, зарекомендовавших себя с самой лучшей стороны
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Су джок терапия в коррекционной логопедической работе»
Совершенствование образовательно-воспитательной среды детского
сада-школы как фактор развития субъектов образовательного процесса
Салимжанова Роза Сайляшевна
КГУ «Средняя школа № 26»
Акимата г. Усть-Каменогорска.
СУ ДЖОК ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой, а также речевой деятельности ребёнка, является Су Джок терапия. Это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Метод Су Джок терапии - один из новых интеграционных лечебных методов, зарекомендовавших себя с самой лучшей стороны.
Много тысячелетий человек смотрел на свою руку и не замечал той огромной возможности, которая заложена в его кисти. В конце двадцатого века, в 1984 году, южнокорейский профессор Пак Чжэ Ву предложил свой оригинальный метод лечения, который назвал «Су Джок терапия». В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечебного воздействия на точки кисти и стопы. Кисть и стопа обладают уникальным подобием, уникальным сходством со строением всего нашего тела. Их стимуляция оказывает выраженное профилактическое и лечебное действие, поэтому, определив нужные точки в системах соответствия (в основной стандартной системе соответствия кистей и стоп и стандартной системе соответствия телу-системе насекомого)
Рис. 1 «Основная стандартная система соответствия кисти и система насекомого»
можно развивать речевую деятельность ребёнка, а также его психические процессы. Кисть выступает как «пульт дистанционного управления» тех систем тела, которые нуждаются в коррекции.
Неоспоримые достоинства Су Джок терапии:
абсолютная безопасность применения. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно.
доступность и простота. Ваша рука и знания всегда с собой. Предусматривает использование различных подручных средств.
высокая эффективность. При правильном применении наступает выраженный эффект, доказано многими специалистами мира.
универсальность метода. Могут использовать педагоги в своей работе и родители в домашних условиях.
Су Джок терапия воздействует на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений через стимуляцию высокоактивных точек соответствия на кистях и стопах. Стимуляция систем соответствия способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга.
В настоящее время достаточно много речевых и психических нарушений у детей дошкольного и школьного возраста, требующих длительной коррекции. Поэтому целесообразно включать метод Су Джок терапию в коррекционную работу педагога. Она не вызывает негативных реакций у детей, а, напротив, способствует улучшению общего психоэмоционального состояния ребенка.
Одним из важных приёмов Су Джок терапии является ДИАГНОСТИКА , а затем СТИМУЛЯЦИЯ речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата в точках соответствия.
Диагностику в этих точках соответствия речевым зонам можно провести, выбрав одну из систем Су Джок. Если на подушечках пальчиков нарисовать или представить голову человека, то на них можно найти речевые зоны
Рис. 2 «Речевые зоны»
Инструментом могут служить любые подручные средства: спичка, тупой карандаш, ключ. Специальным инструментом Су Джок для диагностики является диагностический щуп с наконечниками разных диаметров.
Обследуя детей в средней группе, мы обнаружили на фалангах пальчиков уплотнения в виде подкожных рубчиков или шариков в точках соответствия речевым зонам. Мы заметили, что чем тяжелее дефект речи, тем ребёнок болезненнее реагирует на дотрагивание к пальчикам, а дети с диагнозом « моторная алалия» отдёргивают ручку при прикосновении к ним. (Адель сказала: «Ой!»; Тоша- «ФФ! Больно!»; Назар морщился, разевал рот, вздыхал «А!.»; Давид отодвигал и сгибал пальчик; Арсений: «Хватит!»; Руслан вообще не дал дотронуться до пальчиков (диагноз: ОНР-1ур, сенсо-моторная алалия)).
Проводя диагностику и сравнивая диагнозы детей в старшей группе выявилось, что эти реакции ослабли, стали менее выраженные и остались только у тех детей, у которых ещё сильные затруднения в речи (например,ОНР-1уровня).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что разбивая эти подкожные уплотнения на пальчиках и проводя стимуляцию речевых зон, точек «Ой!» и «Ай!», мы можем оказать помощь, т.е. применить Су Джок терапию при проведении логопедической коррекции. Это может быть закрепление с помощью бумажного пластыря на точки системы соответствия различных аппликаторов, которыми могут служить искусственные и различные природные вещества минерального и растительного происхождения: небольшие кристаллы различных минералов, разные камешки, маленькие стеклянные бусины, бисер, пуговицы, а также стимуляторы из дерева, пластмассы, фрагменты растений. Особым методом является семянотерапия. Семена должны быть живыми, способными к прорастанию. Находясь в условиях повышенной температуры и влажности, свойственных коже человека, семена «просыпаются», активизируются и происходит интенсивный энергообмен между семенами и зоной соответствия. Для лечения выбираются неповрежденные семена. Это могут быть семена редиса, свеклы, гречихи, гороха, фасоли, льна, яблок, винограда, гранаты, калины, тыквы и другие. Выбирая семена, следует учитывать их форму по подобию формы семян и внутренних органов (глаз – черный перец; мозг – грецкий орех). Достаточно эффективно использование любых семян, даже без учета их индивидуальных особенностей (цвета, формы). Учитывая то, что у нас дети маленькие и они не могут точно указать болезненные точки, то хорошо на речевую зону выкладывать целую цепочку из семян, закрепляя её бумажным пластырем. Эти точки надо массажировать по 3-5 минут 1-3 раза в час или 3-4 раза в день.
Специальными аппликаторами в Су Джок терапии, которые изготавливает предприятие «Субал» в г. Москве, являются металлические звёздочки белого и жёлтого цвета, а также магнитные звёздочки, лечебный эффект которых складывается не только из механического воздействия, но и влияния магнитного поля. Напоминаю, что природными магнитами могут выступать семена и фрагменты растений.
Поскольку дети дошкольного возраста ещё маленькие, то зачастую установить точно лечебные точки, в силу их необъективности, затруднительно. Тогда эффективно использовать метод ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ (ТКС).
Он включает в себя использование остроконечных шариков Су Джок, массажных ковриков, чудо-валиков, аппликаторов Кузнецова, роликовых массажёров, пальчиковых бассейнов, эластичных колец, шестигранных карандашей и т.д, в работе с которыми, можно применять различные схемы-модели, сказкотерапию, логоритмики. Массаж соответствующих зон надо проводить до покраснения и появления ощущения тепла в них.
Например, эластичное кольцо одевается на палец и многократно прокатывается по нему с давлением до появления ощущения тепла и стойкого покраснения кожи массируемого пальца. Этот массаж, помимо лечебного действия, оказывает выраженное отвлекающее, расслабляющее и успокаивающее действие.
При использовании игольчатых шариков Су Джок важно учитывать их цвет. Цвет оказывает дополнительное воздействие при проведении коррекции. Использование цвета сделает воздействие более тонким и детальным.. Нужно выбирать шарик определённого цвета, в зависимости от состояния ребёнка. Если ребёнок возбуждён, раздражён, разгорячён, испытывает чувство жара, то надо использовать шарики холодных цветов: голубого, белого и даже чёрного цвета, т.к. цвет несёт с собой определённый вид энергии. Если ребёнок медлителен, вял ,инертен, боязлив, у него накопилась усталость, он мало улыбается ,то подойдут шарики тёплых тонов: красный, оранжевый, жёлтый - их энергия цвета окажет согревающее, тёплое, тонизирующее воздействие на организм.
Для массажа и стимуляции активных точек интересно использовать с детьми пальчиковые бассейны. Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями (мелкими камушками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой гречневой, рисовой, манной и т.д.) и используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет(маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди букву и назови её». Применение метода ТКС снимает усталость, улучшает кровообращение, микроциркуляцию кисти, укрепляет психические процессы, оказывает укрепляющее воздействие на весь организм.
Стимуляцию и массаж лечебных точек можно провести руками. Например, в Японии, во всех дошкольных учреждениях, для детей начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа, так как нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом. Массаж пальцев начинают с «большого» и до «мизинца». Растирают сначала подушечки пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж хорошо сопровождать весёлыми рифмовками.
Очень эффективен МАССАЖ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА, отвечающий за функции головы человека и повышающий активность мозга. Приведу пример такого массажа, используя основную стандартную систему соответствия. При массаже используются различные техники: линейный, вращательный массаж, прерывистое давление, защипывание, трение, вибрация. Используем приём сказкотерапии: «Жил-был мальчик с пальчик. По утрам он закаливался: умывался, легко поглаживая себя махровым, пушистым полотенцем (линейный массаж), кружился на своей любимой карусели(вращательный массаж),играл в кнопочки(прерывистое давление), и любил ходить зимой в лес на прогулку. Там он строил свои любимые снежные фигуры (защипывание), растирался холодным, хрустящим снегом (трение). Вечером, возвращаясь домой, он принимал тёплый, приятный душ(вибрация), ложился в кроватку и его гладило нежное, тёплое одеяло (лёгкое поглаживание)»
Чрезвычайно важен для коррекционной работы МАССАЖ НОГТЕВЫХ ПЛАСТИН, активно стимулирующий речевые зоны.
Существуют различные техники профилактического массажа ногтевых пластин. Одна из них:
«Надавливание на ноготь в семи основных направлениях»
- сверху вниз;
- в направлении, противоположном росту ногтя;
- в направлении роста ногтя;
- с боковых сторон;
- в области свободного края ногтя в Инь-сторону (внутреннюю);
- в области свободного края ногтя в Ян-сторону (внешнюю).
И закончим «постукиванием» по любому твёрдому покрытию, это приводит к интенсивной стимуляции данных областей. И «перетиранием» - пальцы каждой руки сгибаются таким образом, чтобы ногти оказались на одном уровне (образовали ряд). После этого необходимо интенсивно потереть ногтями обеих рук друг о друга.
Применение метода Су Джок терапии в логопедической практике помогает более быстро и эффективно оказать помощь детям с речевой патологией. Метод Су Джок терапии стал применятся нами не так давно, наблюдения показали, что у детей с диагнозом моторная, сенсорно-моторная алалия, и у детей с общим недоразвитием речи динамика становления правильной речи примерно на 30% стала проходить быстрее, чем у тех детей, к которым Су Джок терапия не применялась.
Надеемся, что приёмы метода Су-Джок, с которыми мы вас познакомили пригодятся Вам в вашей работе.
ЛИТЕРАТУРА
Пак Чжэ Ву. Су Джок для всех.//Москва «Су Джок Академия», 1998-103с;
Пак Чжэ Ву. Су Джок семянотерапия//Москва «Су Джок Академия», 2009.
Пак Чжэ Ву. Сам себе Су Джок Доктор//Москва «Су Джок Академия», 2009.
Пак Чжэ Ву. Су Джок ногтетерапия//Москва «Су Джок Академия», 2008
Акименко В.М. Новые логопедические технологии // Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.