Просмотр содержимого документа
«Сущность феномена безопасного поведения в контексте старшего дошкольного возраста»
Сущность феномена безопасного поведения в контексте старшего дошкольного возраста
Круговых Л.А.,воспитатель
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Белгородская область
г. Старый Оскол
Значимость обеспечения безопасного поведения человека в обществе актуализируется наличием определенных факторных условий, воздействие которых ставит под угрозу его жизнедеятельность. На сегодняшний день проблему обеспечения безопасности поведения человека в обществе следует признать глобальной в связи с наличием социальных техногенных, природных и экологических условий неблагополучия, в которые так или иначе вовлечен человек.
Формирование компетенций педагогического состава должно базироваться на трех основных целевых направлениях: предвидеть, научить, уберечь. Это требуется для своевременной и надлежащей адаптации детей к условиям окружающей среды и современной жизни, которые нередко омрачаются экологическими катастрофами, а также социальным неблагополучием. Без знаний детьми определенных базовых основ поведения, педагогическая деятельность по воспитанию старших дошкольников в той или иной сфере будет лишена смысла.
Одним из важнейший законодательных документов в сфере воспитания подрастающего поколения является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155, сущность которого заключается в создании условий обеспечения безопасности жизни детей и защиты их здоровья, как в домашних условиях, так в общественных и экстремальных. Для понимания сущностных основ феномена безопасного поведения человека необходимо проанализировать мировой исторический опыт ученых-исследователей, педагогов, психологов и философов. В процессе анализа научно-понятийного аппарата требуется акцентировать внимание на обосновании термина «феномен».
В Древней Индии философско-религиозная система под «безопасностью» подразумевала смирение человека и уход в себя от общественного зла и угроз. Представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель считает, что благодаря государству, у человека «привычка к безопасности стала его второй натурой».
П.Д. Юркевич говорил о том, что чувство самосохранения у детей еще не обозначает наличие определенной опасности, однако обращает внимание на необходимость взаимодействия ребенка и педагога в воспитательном процессе для его результативности.
Проанализировав в разных источниках определение «безопасность» позволило нам сформулировать собственное определение. Безопасность – это состояние защищенности личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз или опасностей.
Соответственно под «феноменом обеспечения безопасности» следует понимать такое чувственное знание, полученное детьми посредством наблюдений, при котором каждый ребенок будет готов противостоять негативным внутренним и внешних условиям жизнедеятельности, а также чувствовать себя в определенной степени защищенным от них.
Особое внимание в педагогическом процессе следует обратить на культуру безопасного поведения детей, которая подразумевает наличие трехкомпонентной модели обучения (комплексного подхода). Таковыми компонентами являются: информационный (знание о безопасном поведении), поведенческий (умение применять знания на практике), эмоционально-волевой (адекватная реакция на возникшие негативные ситуации в сфере обеспечения безопасности).
Итак, вышеизложенная информация позволяет сформировать образ старшего дошкольника, обладающего культурой безопасного поведения, как в дошкольном образовательном учреждении, так и окружающей среде, в целом. Основными принципами воспитательного процесса должны являться: информированность, мотивация, уверенность и чувственный опыт. Дошкольник, который будет иметь представления о сущности безопасного поведения, обладать мотивацией к охране здоровья, иметь уверенность в своих знаниях о правилах безопасности, будет способен качественнее адаптироваться к окружающей среде и максимально предотвратить угрозы безопасного поведения в будущем.