Просмотр содержимого документа
«Сущность ориентировки»
Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.
Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги – исследователи, как М. Фидлер, Т.И. Ерофеева, В. Новикова, А.А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и другие известные педагоги – исследователи.
В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося». [5, с. 8]
А. М. Леушина писала: «Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный,слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам»…..[2, с. 15]
А. С. Метлина предлагает, как правильно организовать занятия, какую работу проводить вне занятий. В ее книге предлагаются различные методы и приемы по решению задач «ориентировка в пространстве». [3, с. 20]
В книге «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях» В. В. Данилова писала: «Современные психолого-педагогические исследования ученых и опыт дошкольных учреждений убеждают в том, что в дошкольном возрасте дети могут усвоить информацию о предметно-пространственном окружении, получить обобщенные знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях». [1, с. 6]
С трехлетним ребенком можно рассмотреть куклу. Показывая отдельные части тела и лица, педагог говорит «Это что? Это ножки. Это ручки. Это головка». Так же идет рассматривание картинки в книжке-ширмочке: «Это-мишка-медведь. Вот какая у него большая голова…, а это лапы». Через некоторое время ребенок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картинке и ответить на вопросы взрослого: «Покажи, где тут мишка. А зайчик где? Где у зайчика ушки? А глазки? Да у зайки есть головка, животик, лапки, хвостик…» Что вверху, по середине, в низу и т.д.
Совершается первый шаг в развитии основного мысленного процесса: анализ-синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка-усложнение и совершенствование этого процесса. Она становится более и более дробным, тонким и обобщенным.
Рассматривая с детьми 3-4 лет хорошо знакомую им кошку или зайку, педагог своими вопросами побуждает ребят выделять не только голову, лапки и ушки у кошки. Он спрашивает: «Какие ушки у киски, какие ушки у зайки? Где находится голова, где ноги (вверху, внизу)? Все ли лапки у зайки одинаковые?» Здесь мы видим как к операции «анализ» присоединяется операция «сравнение».
Мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его.
Работа над развитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включит ее в любой вид деятельности, в занятия и труд, наблюдения природы, в игры и т.д.
Игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуру занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, все занятие должно быть проведено по форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей математических представлений представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашка). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом.
Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена приметно 1 раз в 2 месяца).
15% игр должно быть предназначено для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств (шумовые предметы, баночки с запахом и т.д.)
Игры с песком, водой, глиной, красками, пеной, зеркалом организуется в специальном месте для детского экспериментирования.
Для младшего возраста рекомендуется иметь лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4-9 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения, легкий модульный материал, строительные наборы (напольные, настольные).
Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки (с «пришиванием», составлением узора). С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, воображение, память, мышление.
К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх – имитация определенных действий и отношений, выделение правил игры и следование им.
В игре ребенок учится пользоваться предметами домашнего обихода, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции, через игру дети получают знания о величине предметов, их форме, а также о пространственных представлениях и многом другом.
Литература:
Данилова В. В. «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях».-М. «Просвещение», 1987г.
Леушина А. М. «Обучение счету в детском саду». –М: Учпедиз.1961г.
Метлина А. С. «Математика в детском саду». –М. «Просвещение». 1984г.
Сафрошина В. «Ориентировка в пространстве в жизни». Обруч № 4. 2000г.
Столяр А. А. «О логических блоках Дьеныша». Математика в школе 1969г.
Фидлер М. « Математика уже детском саду». – М.: «Просвещение» 1981г.