Сущностное содержание характеристики понятия предметно - пространственной среды.
Сущностное содержание характеристики понятия предметно - пространственной среды.
В данной работе рассматривается проблема развития предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях неоднократно выступала предметом исследования специалистов из многих областей знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом, расширяет сознание ребенка, неся за собой невероятные возможности тем самым создавая благоприятные условия для творческого развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сущностное содержание характеристики понятия предметно - пространственной среды. »
Сущностное содержание характеристики понятия предметно - пространственной среды.
С момента рождения человек попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. Он в ней развивается, обучается, воспитывается, формируется его личность, определяющая возможность самостоятельного вмешательства в эту среду, для ее преобразования. Невозможно объяснить поведение человека вне его связи с окружающей его средой.
Этапы исторического становления среды жизнедеятельности человека исследовались в работах, относящихся к различным областям научного познания: философии, истории, социологии, экологии, психологии, педагогики, дизайна, архитектуры и других.
Поскольку понятие среды охватывает не только материальные элементы и их пространственные связи, но и осуществляемые с их помощью поведенческие акты и способы жизнедеятельности, в содержание этого понятия включается и сам человек. В определенных ситуациях среда может быть полностью определена деятельностью. Главной проблемой отношения к среде является деятельностное освоение человеком различных пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на поведение и деятельность.
Обратимся к понятию «образовательная среда» и к ее роли в развитии личности человека.
В толковом словаре Д.В Дмитреева термин «среда» понимается как вещество, заполняющее какое-либо пространство, и обладающее определенными свойствами; совокупность природных и социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность какого либо организма; социально-бытовая обстановка в которой протекает жизнь человека; группа людей связанных между собой общностью условий обстановки.
В социально-философском аспекте исследовали среду Э.Б.Алаев, В.Г.Афанасьев, В.Г.Виноградский, В.А.Глазьгчев, Л.А. Зеленов, С.В.Норенков, М.С.Каган, А.В.Хоменкл, Г.П.Щедровицкий и др.
Современный философский взгляд на среду базируется на понимании ее как системы, включающей разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание как процесс культурного возобновления и преемственности осуществляет адаптацию личности к жизненным обстоятельствам. По мнению Н.В.Гусевой, среда представляет совокупность вещных структур и зависимостей, через которые реализуются деятельность и ролевое поведение индивида. Образование в этом случае выступает моментом существования социума и его моделью.
Исследуя среду, ученые по-разному определяли ее потенциал:
В.С.Библер говорил о том, что среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие;
Л.П.Буева считала, что среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни;
Ю.Г.Волков установил что среда, представляя целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения;
А.В.Мудрик указывает на то, что среда выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности;
В.Я.Нечаев пишет, среда окружает, пронизывает, вовлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности.
По мнению А.Н.Леонтьева, среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это - человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразных способов ее создания.
Таким образом «среда» охватывает все сферу жизнедеятельности человека. В бытии среды связывается пространство, время и движение, как целое, как система она изменчива, подвижна, непрерывна. Среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, формирует отношение к базовым ценностям, окружает, пронизывает, вовлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности.
В теории средового подхода рассматриваются различные характеристики образовательной среды.
Описание характеристик, выполненное В.А.Левиным, позволяет представить себе качественное состояние образовательной среды и силу ее влияния на развитие человека.
- Структурно-содержательной характеристикой служит широта образовательной среды. Эта характеристика показывает, какие субъекты, объекты процессы и явления включены в данную образовательную среду.
- Интенсивность образовательной среды представляет собой структурно-динамическую характеристику, которая показывает степень насыщенности образовательной среды условиями, возможностями и влияниями, а также - концентрацию их проявлений.
- Осознаваемость образовательной среды человеком выступает показателем сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
- Обобщенность образовательной среды выступает характеристикой, показывающей степень координации ее субъектов.
Соотношение рационального и эмоционального компонентов среды характеризует ее эмоциональность. Образовательная среда может быть яркой, эмоционально насыщенной или «сухой». Представляет интерес тот факт, что эмоциональность среды повышают интересные люди, неординарные личности, работающие в учреждении, а также - талантливые, активные и неординарные учащиеся.
- Доминантность образовательной среды характеризует значимость ее в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминантность описывает образовательную среду в соответствии с критерием «значимое-незначимое».
- Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности с другими факторами, влияющими на личность. Когерентность рассматривается по критерию «гармоничное-негармоничное» и позволяет оценить, насколько образовательная среда интегрирована в среде обитания личности или же она обособлена в ней.
- Социальная активность образовательной среды показывает ее социально ориентированный созидательный потенциал и экспансию «данной образовательной среды в среду обитания». В плане социальной активности среда может выступать в роли потребителя или производителя ценностей.
- Мобильность образовательной среды показывает ее способность к органичным эволюционным изменениям в «контексте взаимоотношений со средой обитания». Высокой мобильностью отличается образовательная среда инновационного характера, с вариативным характером методов, содержания и форм обучения.
- Устойчивость образовательной среды показывает ее стабильность во времени и позволяет описать ее диахроническое состояние.
Таким образом, изучив теорию средового подхода, можно прийти к выводу, что: насыщенность образовательной среды условиями, возможностями, влияниями; включенность в нее всех субъектов а так же их координацию; наличием концепции деятельности учреждения, представляет качественное состояние образовательной среды что и влияет на развитие человека.
В отечественной и зарубежной педагогике поднималась не раз проблема исследования средового влияния и средового развития на ребенка.
В истории отечественной педагогики такие мыслители, как А.И.Герцен, П.Ф.Каптерев, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, СТ. Шацкий и др. придавали среде особое значение как фактору, влияющему на личность.
К.Д.Ушинский особо подчеркивал значимость среды, пропитанной народными традициями и культурой.
А.И.Герцен подмечал двустороннюю взаимосвязь, взаимодействие - личность создается средой и событиями, но и события, осуществляемые личностями, носят на себе их печать.
П.Ф.Каптерев сущность среды в педагогическом процессе определяет как условие для творческого саморазвития личности. По его мнению, через саморазвитие личности осуществляется ее воспитание и образование. Он замечает: «Педагогический процесс заключает в себе две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности».
В изучении механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят «социальной ситуации развития». Л.С. Выготский понимал под ней своеобразное, соответствующее возрасту неповторимое отношение между ребенком и окружающим его миром. Роль среды состоит в том, что она «по своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне». Он пытался понять связь развития ребенка с воздействиями окружающей среды, которые будут зависеть от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок, при этом необходимо учитывать изменения в самой среде и в развитии ребенка.
С.Т.Шацкий, раскрывая систему русского детского сада, пишет, что ребенок обладает инстинктом исследователя, за счет чего бурно идет его внутренний рост и накопление личного опыта, поэтому «нужно создать соответствующие условия, которые заставляют ребенка извлекать скопившийся внутри его материал». Условиями детской жизни С.Т.Шацкий называет искусство, умственную и социальную жизнь, игру и физический труд, физическое развитие, комбинирование которых приводит к созданию жизненной атмосферы. С.Т. Шацкий указывал на необходимость обращения практики к науке в создании таких условий жизни ребенка в педагогическом процессе детского сада.
Э.Н.Гусинский замечает, что для создания новой модели образования необходимо создать достаточно разнообразную и богатую случайностями среду: «Самосознание личности не может быть выработано только изнутри, для его становления и развития необходимо взаимодействие со многими личностями, группами и подсистемами социума». Как замечает Э.Н.Гусинский, «значимые соприкосновения с миром культуры и создают уникальную фигуру первоначального образования, как в его конкретном содержании, так и в направлениях и возможностях его последующего развития».
Таким образом, на основании вышесказанного можно отметить, что влияние среды на личность заключается в следующем, и на мой взгляд позволяет многое объяснить в развитии ребенка: его поведении, эмоциональном состоянии. Создание среды обеспечивает психологический комфорт личности ребенка, предупреждает развитие негативных реакций, мотивирует его на творческую активность. Преодолевая трудности и получая хороший результат, ребенок испытывает удовлетворение, оценивает эстетические достоинства предметов среды, личностные качества, проявившиеся во взаимодействии со средой.
Термин «среда» предполагает актуализацию системы материальных объектов деятельностью индивида или коллектива. Формирующую основу образует предметно-пространственное окружение, в котором человек создает особые, не существующие в естественной природе условия. В искусственной среде овеществляются силы и способности человека, освоение которых означает развитие и обогащение его самого.
Понятие «предметно-пространственная среда» заимствовано педагогикой из философии, где оно отождествлялось со смысловым эквивалентом «среда» (Аристотель, Д.Дидро, И.Кант, Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.В.Стасов и др).
Проблемой предметно-пространственного окружения человека и ее влиянием на развитие личности занимались Г.Н.Волкова, О.И.Генисаретского, Ю.С.Глазычева, А.А.Дорогова, Е.В.Попова, М.В.Розина, К.М. Кантора, Г.И.Шеменева, В.А. Щурова, Ф.В.Чешека, А.И. Савенков, О.В. Цаплина, Е.А. Пелих, С.Л. Новоселова, В.И. Ляскало, Е.А. Екжанова и др. Авторы подчеркивают не только важность организации среды, но и необходимость ее вариативности, периодической изменчивости.
В.М.Межуев отмечает, что совокупность предметов образует непосредственную, наглядно воспринимаемую предметную форму. В предмете запечатлеваются усилия, опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений, поэтому он становится «человеческим предметом». «Именно поэтому в предмете и через предмет человеку дана его подлинная история, его общественная биография».
Т.С Комарова и О.Ю Филипс, описывая свой опыт работы по созданию предметно-пространственной среды выделили следующие принципы:
- Принцип, стимулирующий исследовательскую деятельность и
активность ребенка.
- Принцип, удовлетворяющий потребности в культурно-ценностном познании, преобразовании, переживании при учете возраста дошкольников.
- Принцип творческо-гуманной направленности, обеспечивающий, с одной стороны, обязательное получение ребенком во взаимодействии со средой продукта (духовного - образ «Я» или материального), характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, открытие, озарение, самооценка и т.п. или оригинальность, полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества и др.).
- Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действования, в дальнейшем применении результата данного действования и самооценки.
- Принцип интегративности, определяющий взаимодействие произведений искусства: зрительных, слуховых и речевых, детского и взрослого искусства, целостности произведения и его частей, содержания и языка искусства, восприятия искусства и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка, ребенка и ребенка, ребенка и продуктов культуры, специально организованной и свободной деятельности ребенка.
- Принцип диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, искусств, сфер внешнего мира.
Все эти принципы характеризуют среду, как социально значимый фактор, способствующий вхождению ребенка в мир культуры.
Таким образом, предметно-пространственная среда имеет важное значение, для всестороннего развития личности ребенка, его эмоции, настроения, жизнедеятельность, создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в дошкольном учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Влияние на ребенка оказывает любая среда, и оно может быть как положительным, так и отрицательным.
Понятие «среда» охватывает все сферу жизнедеятельности человека. В бытии среды связывается пространство, время и движение, как целое, как система она изменчива, подвижна, непрерывна. Среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, формирует отношение к базовым ценностям, окружает, пронизывает, вовлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности.
Изучив теорию средового подхода, можно придти к выводу, что: насыщенность образовательной среды условиями, возможностями, влияниями; включенность в нее всех субъектов, а так же их координацию; наличием концепции деятельности учреждения, представляет качественное состояние образовательной среды, что и влияет на развитие человека.
Влияние среды на личность заключается в следующем, и позволяет многое объяснить в развитии ребенка: его поведении, эмоциональном состоянии. Создание среды обеспечивает психологический комфорт личности ребенка, предупреждает развитие негативных реакций, мотивирует его на творческую активность. Преодолевая трудности и получая хороший результат, ребенок испытывает удовлетворение, оценивает эстетические достоинства предметов среды, личностные качества, проявившиеся во взаимодействии со средой.
Предметно-пространственная среда имеет важное значение, для всестороннего развития личности ребенка, его эмоции, настроения, жизнедеятельность, создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в дошкольном учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Влияние на ребенка оказывает любая среда, и оно может быть как положительным, так и отрицательным.