Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о публикации»
Конспект
организованно образовательной деятельности
в старшей группе
«Башкирский национальный костюм»
Цель: формирование знаний у детей о башкирском национальном костюме.
Задачи: образовательные:ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, орнаментом, традициями;
развивающие: развивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту национальных костюмов;
воспитывающие: способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям, воспитывать нравственное отношение через одежду, воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Дидактический материал и оборудование: картинкибашкирских национальных костюмов, куклы в башкирских национальных костюмах; раскраска с башкирскими национальными элементами одежды; видеоролик с башкирским танцем; аудиозапись башкирской музыки; ноутбук, магнитная доска, посылка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; альбом по аппликации «Башкирский национальный костюм».
Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, сядьте все удобнее и представьте себе, что мы отправляемся в космическое путешествие. (Звучит аудиозапись классической музыки.) Из иллюминаторов космического корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы видим нашу большую Родину – Россию, и свой родной край – Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы.
На востоке высятся Уральские горы (показ иллюстрации) – Уралтау. Они покрыты густыми лесами.
А вы хотите узнать, как появилась наша родина – Башкортостан? (Ответы детей.)
Давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын . Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия.
Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Танцы бывают разные: охотничьи, свадебные, военные. В танцах башкиры отражали свою жизнь, эмоциональное состояние. В танцах лечили даже болезни: простуду, радикулит; вызывали дождь. Танцы имеют свои названия: «Три угла», «Три пня», «Журавли», «Кукушка».
Звучит башкирская народная мелодия. Воспитатель предлагает станцевать вместе с ней башкирский танец.
Дети, сегодня к нам утром пришла посылка, но я пока её не открывала. Откроем? (Да.) Что же это такое? Как вы думаете? (Одежда, костюм.) Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кулдек.Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками.Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Сверху одевали безрукавку. Называется камзул.Нагрудная повязка (кукррэксэ)– прикрывала грудь. На ноги одевали сапоги, ситек .На голову надевали платок, яулык. или шапку, бурек.
Девушки вышивали красивые платочки и очень любили играть. Давайте, мы тоже поиграем в игру «Платочек - Яулык». Проводится игра «Платочек - Яулык» Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке. В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю круга со словами: Спрячу, спрячу я платочек, Под ракитовый кусточек. Кто платочек найдет, Тот со мной пойдет. И незаметно кладет платок у ног одного из игроков. Если этот игрок заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймали
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Нарядим куклу»(с названием деталей одежды). Дети раскрашивают башкирский орнамент на башкирском костюме.
Рефлексия.
Ребята, сегодня вы многое узнали о башкирских костюмах. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!