Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства воды»
Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
- исследование вкуса и цвета воды, ознакомление со свойством «прозрачность», закрепление знаний о воде, как растворителе.
- развитие познавательного интереса к предмету, речи, мышления, внимания, памяти.
- воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация (по теме занятия, колбы разных форм и размеров, трубочки, стаканчики (прозрачные) по количеству детей и для воспитателя, ложечки пластмассовые, вода питьевая, гуашь, мятные капли, молоко, 10 бутылочек, 2 контейнера (сахар, песок).
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и послушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на доске появляется картинка). Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.)
А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей).
Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами, и мы проведём опыты по исследованию воды.
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха Слайд 4
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей). Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. А теперь, есть запах у воды? (Ответы детей). У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. У воды нет собственного запаха.
Опыт 2. Какого цвета вода? Слайд 5
Воспитатель: Посмотрите внимательно другой опыт. У меня на столе два стакана: с водой и молоком. Я опускаю ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Что вы заметили? (ложку в воде видно, а в молоке - нет). В молоке ложку не видно, а в воде – видно. Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).
Следовательно, вывод: вода – прозрачная жидкость. Посмотрите дальше: добавляю в воду краску, вода стала синей.
Какой вывод? (Ответы детей).
Вывод: краска растворяется в воде, вода принимает цвет красителя.
Но я вам хочу показать небольшой фокус, результат которого мы увидим позже.
(В прозрачную вазу налить чуть – чуть воды, затем в вазу налить чернила любого цвета, поставить цветок в вазу. Через 10-15 минут цветок окрасится в цвет, который налит в вазе.)
Опыт № 3 Какой вкус у воды? Слайд 6
В: - Ребята, а наша Капелька сегодня и всегда питается только водой. А интересно, какой вкус у воды. Как вы думаете? Д: (ответы детей)
Перед детьми 2 закрытых стакана с соломинками: В одном - вода, в другом - сок или чай.
В: - Давайте определим, что в ваших стаканчиках.
Дети пробуют содержимое своих стаканчиков. В: - Что в твоих стаканчиках, Максим? Миша? Платон? Софья?
- Как ты догадался?
- Как вы поняли, что в одном из стаканчиков вода?
Д:(ответы детей)
В: - Она сладкая? Соленая? Кислая? Д: (ответы детей) В: - Так какой же вкус у воды? Д:(ответы детей)
Вывод: у воды вкуса нет, она безвкусная.
Опыт 4. Какой формы вода? (На столе лежат кубик и шарик). Слайд 7
Воспитатель: Какой формы эти предметы? (Ответы детей).
А имеет ли форму вода? (Ответы детей).
Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Ответы детей).
Воспитатель: Нет. А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Ответы детей). Да, она примет форму банки. А сейчас возьмем широкий стаканчик с водой и перельем воду в узкий стаканчик. Вода приняла форму узкого стаканчика.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
В: - Какие же вы молодцы. Устали, наверное? Ведь делать научные опыты дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Как считаете, ученые, отдохнем?
Физкультминутка: «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Игра «Круговорот воды в природе» Слайд 8
Итог:
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)
Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)
УТОЧНЯЮ:
Вода - это прозрачная жидкость, не имеющая цвета, запаха и вкуса. Вода легко проливается и легко впитывается; может быть разноцветной, если в нее добавить краску. На морозе замерзает и становится льдом.
Вода находится в постоянном движении. Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории?
Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку-напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку.
Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.