Театр – форма развития ребенка дошкольного возраста. Одной из самых доступных в детском саду форм искусства является театр. В дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью. Вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:
расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности, ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;
формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;
развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);
обогащается словарный запас;
развивается память, фантазия, образное мышление;
совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;
развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной группы, которые готовятся ко вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).
Использование в детском саду технологий театральной педагогики – один из путей развития творческих и коммуникативных способностей всех детей без исключения. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия, зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и художественному вкусу – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это может дать театральная деятельность.
Педагогические возможности самодеятельного детского театра дают дошкольникам возможность проверить свои силы, самоутвердиться, реализовать свои способности. Воспитанный театром человек вырастет душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей. Но еще сильнее влияние театра на того, кто в силу обстоятельств, иногда случайных, в раннем возрасте познает театр изнутри. Кем бы он потом не стал, театр останется для него моделью трудной, но увлекательной деятельности тесно связанных друг с другом людей, моделью жизни.
Театр обучает, развивает, воспитывает, дает отдых, и он же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность «социальных статусов и положений». Имматериальный смысл театрализованной деятельности противостоит рационально-продуктивной деятельности и бездеятельности, скуке, лени, формализму и догматизму. Театр – важнейшая, универсальная сфера «самости» ребенка, в котором идут мощные процессы: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации. Здесь формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности театрализованной деятельности.
Театрализация несет в себе большой коллективообразующий заряд, развивает коммуникативные способности. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что от его усилий зависит общий успех. Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива, умению детей общаться с окружающими.
В театральной деятельности осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные — это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной деятельности дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовать совместные планы, подчинять свои действия действию других участников.
Всегда интересно проходят Костюмированные представления, музыкальные сказки, инсценировки стихотворений и т.д. Дети включаются в игру, примеряют на себя роли. Главная цель– нравственное воспитание дошкольников, формирование личных качеств, культурных ценностей. Костюмированные инсценировки, предполагают наличие у детей костюмов, а малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий.
По итогам выступления проводится беседа с дошкольниками, где они делятся своими впечатлениями и рассказывают, понравилось ли им быть на сцене. Задача воспитателя – не указать на ошибки, а похвалить каждого ребенка за его успехи в мероприятии.
Театр обучает, развивает, воспитывает детей.