Театрализация как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Театрализация как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития детей, она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям (Т.Н.Доронова, А.И. Буренина, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, М.Д. Маханева и др.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Театрализация как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста»
Театрализация как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Чемпина Яна Васильевна
МБОО «Дая-Амгинской СОШ имени Х.И.Кашкина»
воспитатель
с.Дайа-Амгата, Таттинского улуса
Республика Саха (Якутия)
Аннотация. В статье отражена актуальность внедрения театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста, сделан теоретический анализ изучаемой темы. Делается вывод о положительном влиянии педагогических занятий.
Ключевые слова: театрализация, старший дошкольный возраст, межличностное отношение.
Актуальность. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития детей, она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям (Т.Н.Доронова, А.И. Буренина, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, М.Д. Маханева и др.)
Педагоги театрализованную деятельность используют в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь увлекательнее, разнообразнее. Этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Цель работы: развивать межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста при помощи театрализованной игры - инсценировок.
Задачи:
Подобрать комплекс методик для диагностики взаимных выборов старших дошкольников и выявлению восприятия сверстников в группе.
Провести констатирующий эксперимент по определению избирательных предпочтений детей среди сверстников и определению восприятия ребёнка в коллективе группы.
Разработать и провести коррекционную работу, направленную на улучшение межличностных отношений старших дошкольников.
Провести повторную диагностику и проанализировать эффективность коррекционно-развивающей программы.
Методы и методики исследования.
На констатирующем и контрольном этапе использовались следующие психодиагностические методики на выявление избирательных предпочтений старших дошкольников в группе и выявление восприятия ребёнка в коллективе сверстников.
Методика «Капитан корабля» - цель, выявить положение ребенка в группе.
Методика «Два домика» - определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Методика «Наблюдение» - определить, что такое поведения.
На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение:
I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV) Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Мероприятия, направленные на эффективное развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста:
- подготовки и показа спектакля;
- чтение и рассказывание сказок, потешек;
- создание кружка «Аптаах холбуйачаан»
- работа с родителями;
Основные методы и приемы работы с детьми: беседы, занятия, индивидуальная работа, сюжетно – ролевые и дидактические игры, инсценирование и моделирование ситуаций, использование сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей, стихотворения, музыка.
Создание кружка «Аптаах холбуйачаан» является мощным средством речевого развития дошкольников:
- дети получают образцы правильного, красивого, эмоционально окрашенного связной речи, насыщенной меткими образными выражениями, фразеологизмами;
- дети употребляют разные типы речи и формы связных высказываний для решения конкретных игровых
- воспитанники упражняются в риторике, их речь становится более понятной, выразительной, грамматически оформленной;
- в процессе подготовки и показа спектакля у детей развивается связная речь, которая носит эмоционально окрашенный характер и предусматривает широкое употребление вербальных и невербальных средств выразительности ведь во время воспроизведения художественно-речевых сюжетов дети усваивают:
- нормы речи в ее высшем проявлении;
- в театрализованных играх, через игры-драматизации дети выражают свои чувства, переживания, впечатления, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом;
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, главная деятельность детей. Для ребенка театр это – праздник: сказочные атрибуты, яркие огни, аплодисменты, улыбки. Через постановку инсценировок у детей появился познавательный интерес, расширился кругозор (воображение, память), обогатился словарный запас, улучшилось межличностное отношение между сверстниками.
Во всех проводимых работах огромную роль имеют родители.
Цель: создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партнёрских отношений между семьёй и ДОУ.
Задачи взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности:
- вызвать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности;
- приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности;
-педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность;
- привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности;
- вызвать желание родителей участвовать в жизни группы
- перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в группе, к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости, улучшения взаимоотношения между детьми и взрослыми, перейти к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу.
Необходимо заинтересовать родителей и создать такие условия, что бы они чувствовали непосредственно своё участие в «театральной» жизни группы. Для этого был объявлен конкурс на пополнение театрального уголка. Каждая семья готовила определённый вид театра (на свой выбор). Вызванный этим приёмом интерес, позволяет родителям более глубже познакомиться с видами театра (поиск в интернете, литературе). Обязательно нужно оформить выставку, чтобы родители могли оценить работы друг друга и обменяться опытом. В завершении проводятся небольшие презентации видов театра, сделанные руками семей. Это могут быть выступления детей, инсценировки и постановки мини – сценок. Они должны видеть, что их продукт труда работает.
Театральные упражнения, этюды, игры на выразительность речи, театры - экспромты – принимаются родителями очень позитивно. Именно это выделяет более раскрепощённых, коммуникабельных «будущих актёров».
Именно атмосфера взаимопонимания, общности интересов, взаимовыручка помогли активизировать сотрудничество родителей, а так же поддержать их уверенность в собственных возможностях и переосмыслить отношение к собственному ребенку и педагогу. А нам помогли установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития межличностных отношений детей.
Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и лишь частично проявляются в общении и поведении детей, требуя специальных методик для обнаружения.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.
Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.
Список использованной литературы:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
2. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.
3. Конович А.А. Театрализованный праздник и обряды. – М., 1990.