Просмотр содержимого документа
«Театрализованная деятельность как средство коммуникативного развития дошкольников»
«Театрализованная деятельность, как средство коммуникативного развития личности дошкольника»
Воспитатели: Богданова Р.Р.
Введение
Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Дети любого возраста любят играть. Игра – часть их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию.
Пояснительная записка
Эта тема выбрана нами не случайно, так как театрализация дает возможность подходить к работе творчески. Занятия всегда проходят на положительном эмоциональном настрое и запоминаются детям надолго. А для педагога открывается масса возможностей для совершенствования навыков в данной области.
Цель
нашей работы:
1. Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
2. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
3. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Основная трудность в работе с детьми среднего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Нас заинтересовала проблема коммуникативных навыков и развития речи у детей и пути её реализации. Нам показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.
Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В этом огромную помощь мы считаем, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Нами используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек. Например: пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя, снижая утомляемость и повышает работоспособность детей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
• побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
• формировать представление о различных видах театра;
• развивать речь, воображение и мышление;
• помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
• развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
Срок реализации : 1 год (2018 – 2019 г)
Цель: Создание условий для развития коммуникативных и творческих способностей детей посредством различных видов театра.
Задачи:
1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.
2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
3. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
Анализ практики дошкольного образования показывает, что в настоящее время на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряет своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, развитие творческих качеств личности. Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества - детская игра. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средствомсоциализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей.
I этап (сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года)- подготовительный.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.
Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников.
Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.
Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001.
Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. -М: издательство «Гном и Д», 2001-96.
Олифирова Л. А. Солнышко смеётся: сценарии праздников, театрализованныхпредставлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.
Н. З. Степанова «Система воспитания индивидуальности дошкольников».
2. Изучение, подбор и проведение диагностики (анкетирования) по теме «Театрализованная деятельность в развитии детей среднего возраста".
3. Проведение театрализованных игр: "Зверята", "Игра с пальчиками", "Угадай по звуку", "Кругосветное путешествие".
5. Развитие предметно-пространственной среды в группе:
-изготовление кукол-оригами для театра,
- конкурс "Игрушка для театра своими руками";
- изготовление ширмы для театра.
- изготовление костюмов для инсценировки спектакля "Теремок", "Репка", "Заюшкина избушка".
6. Изготовление папки передвижки для родителей "Развитие коммуникативных способностей детей посредством театральной деятельности".
II этап – основной (декабрь 2018 г – март 2019 года)
1. Изучение опыта педагогов ДОУ.
2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
Работа с детьми:
1. Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми, в постановочных играх, театрализованных играх, художественной деятельности.
2. Пополнение оснащения в центр художественно-эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности детей.
3. Оформление различных видов театров.
4. Оформление выставки (фотоальбома) о проведенных мероприятиях, сбор фотоматериала.
Работа с родителями.
1. Мастер-класс для родителей "Театрализованные игры дома".
2. Подготовка консультаций по темам: "Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития коммуникативных способностей дошкольников"., "Речь и пальчиковый театр", "Развитие у детей сценического искусства", "Воспитание дружеских отношений в игре" и др.
III-этап – итоговый (апрель, май 2019 года).
Анализ созданных педагогических условий для развития.
Самореализация:
Выступление для педагогов: Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей.
Подведение итогов работы за год. Презентация картотеки театрализованных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста с атрибутами к ним. Краткий анализ изученной литературы.
Размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей и пр.
Работа с детьми.
1. Составление диагностических карт детей дошкольного возраста. Диагностика.
Работа с родителями.
1. Изготовление костюмов для постановок.
2. Проведение совместной с родителями постановки сказки «Колобок» для детей младших групп.
3. Пополнение оснащения центр эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности для детей старшего возраста.