kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый ребенок-актер от природы,причем хороший актер,который живет эмоциями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 «Дюймовочка» г.Янаул









«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»









Подготовила и провела:

Воспитатель МАДОУ

ДС №14 «Дюймовочка»

Кирамова Г. А.











Декабрь 2019



«Театр- это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем

успешнее идет развитие

духовного мира детей….»

Б.М. Теплов.


Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.


Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).


  • театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.


Задачи стоящие перед педагогом при обучении детей театрализованной игре:

  • Приобщение детей дошкольного возраста к искусству.

  • Развитие коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого воображения.

  • Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи


Театрализованная игра является:

Средством социализации дошкольника;

Средством развития эмоциональной сферы ребенка;

Средством развития психических процессов;

Средством развития речи дошкольников.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры драматизации.

К режиссёрским играм можно отнести театр кукол-марионеток, театр кукол бибабо, настольный театр игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр тростевых кукол. (Ребёнок или взрослый не является действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.)

К играм драматизации относятся игры-имитации образов, ролевые диалоги, инсценировки произведения, постановки спектаклей, игры-импровизации. (Игры драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли.)

В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений

Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. Ребятам уделяется внимание по отражению сказочных образов животных, анализу характера движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используются упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Ведется работа над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми сочиняются маленькие истории, придумываются диалоги героев.

Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр у детей вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем , а соучастником педагогического процесса.

Любимый литературный жанр детей в любом возрасте – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу.

Сказки подбираются от простого к сложному. При распределении ролей учитываются пожелания детей быть тем или иным персонажем. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, применяются двигательные импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки.

Эти двигательные импровизации на практике оказываются очень эффективными:

  • Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски; прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького.

  • Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег и отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы она их накормила.

  • Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на жердочке.

Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела , дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа. Работу маленьких актёров можно организовать следующим образом:

Вначале они знакомятся с инсценировкой. О чём она? Какие события в ней главные?.

Затем предлагается детям представить героев инсценировки. Где они живут? Как выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п..

Далее распределяются роли и идёт работа над ролью: составляется словесный портрет героя, описывается его жилище, любимые блюда, игры.

Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей, дети пересказывают отдельные фрагменты сказки.

Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.


В работе с детьми воспитатель использует разнообразные творческие методы и приёмы:

  • Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения);

  • Ситуация «проживания»;

  • Моделирование;

  • Противоречий и доказательств;

  • Ассоциаций;

  • Коммуникативные – диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);

  • Организация творческого поиска;

  • Просмотр видеофильмов;

  • Слушание аудиозаписи;

  • Коллаж из сказок;

  • Музыкотерапия


Содержание деятельности включает в себя:

  • Артикуляционную гимнастику;

  • Чистоговорки и скороговорки;

  • Загадки;

  • Упражнения на воображение;

  • Упражнения на напряжения и расслабление мышц;

  • Упражнения на имитацию движений;

  • Упражнения на активизацию словарного запаса;

  • Упражнения на формирование разговорной речи;

  • Игры со словами и без слов;

  • Хороводные игры;

  • Подвижные игры с героями;

  • Обыгрывание эпизодов;

  • Инсценирование сказок, потешек, стихов;

  • Показ театрализованных представлений.



Роль педагога в организации театрализованной деятельности в ДОУ:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности

  • побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;

  • выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров:

  • приобщать детей к театральной культуре

  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами:

  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;

  • организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.


Условия для проявления самостоятельности и творчества в театрализованных играх:

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

  • педагогическое сопровождение строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети и взрослые.


Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками.

Работая над этой темой уже несколько лет, я увидела следующий результат: дети научились передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию; научились передавать образы сказочных персонажей характерными движениями; овладели навыками выразительной речи (устраивали конкурсы чтецов); у детей пополнился словарный запас; научились владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией (показывали сказки «Теремок», «Коза-дереза», спектакль «Красная шапочка» для родителей и других детей в детском саду); в старшей группе дети много рисовали по сказкам.


Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кирамова Гульнара Азатовна

Дата: 14.12.2019

Номер свидетельства: 531846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития творческих способностей дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "teatralizovannaia_deiatelnost_v_detskom_sadu_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh"
    ["file_id"] => string(6) "655886"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1725630374"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) ""Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей и креативного мышления дошкольников""
    ["seo_title"] => string(80) "tieatralizovannaia_dieiatiel_nost_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobno"
    ["file_id"] => string(6) "467165"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1524370442"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Театрализованная деятельность - как средство развития способностей детей."
    ["seo_title"] => string(71) "teatralizovannaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_sposobnostei_detei"
    ["file_id"] => string(6) "602101"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1647157998"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(128) "oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224132"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438514754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224134"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438515401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства