Театрализованная деятельность с дошкольниками в контексте культурных практик
Театрализованная деятельность с дошкольниками в контексте культурных практик
Современная система дошкольного образования направлена прежде всего на самораскрытие ребенка, его самореализацию, максимальное обогащение личностного развития. При этом акцент ставится на ведущую для дошкольного возраста деятельность - игру. Огромные возможности в развитии способностей, творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром предоставляет театрализованная игра.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с основным видом деятельности ребенка - с игрой. И в этой игре зачастую ребенок хочет самостоятельности, детская фантазия преодолевает рамки и догмы. Построение театрализованной деятельности на основе культурных практик позволяет ребенку стать именно субъектом деятельности, творцом, реализовать себя и самораскрыться.
Современная система дошкольного образования направлена прежде всего на самораскрытие ребенка, его самореализацию, максимальное обогащение личностного развития. При этом акцент ставится на ведущую для дошкольного возраста деятельность - игру. Огромные возможности в развитии способностей, творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром предоставляет театрализованная игра.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с основным видом деятельности ребенка - с игрой. И в этой игре зачастую ребенок хочет самостоятельности, детская фантазия преодолевает рамки и догмы. Построение театрализованной деятельности на основе культурных практик позволяет ребенку стать именно субъектом деятельности, творцом, реализовать себя и самораскрыться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Театрализованная деятельность с дошкольниками в контексте культурных практик»
Тереховская Виктория Юрьевна
Театрализованная деятельность с дошкольниками
в контексте культурных практик.
Современная система дошкольного образования направлена прежде всего на самораскрытие ребенка, его самореализацию, максимальное обогащение личностного развития. При этом акцент ставится на ведущую для дошкольного возраста деятельность - игру. Огромные возможности в развитии способностей, творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром предоставляет театрализованная игра.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с основным видом деятельности ребенка - с игрой. И в этой игре зачастую ребенок хочет самостоятельности, детская фантазия преодолевает рамки и догмы. Построение театрализованной деятельности на основе культурных практик позволяет ребенку стать именно субъектом деятельности, творцом, реализовать себя и самораскрыться.
Ведь культурная практика – это прежде всего размышление ребенка, приобретение им опыта в самостоятельной, ситуативной деятельности. Н.Б.Крылова дает определение культурных практик, как «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».
Идея личностного подхода к воспитаннику в культурных практиках, с применением театрализованной деятельности, очень высока: происходит развитие индивидуальных качеств, обогащение эмоциональной, речевой, коммуникативной сферы. Также происходит реализация установок в процессе взаимодействия со взрослым, использование собственной активности в разнообразных видах деятельности.
Основываясь на этих предпосылках, мною был разработан цикл занятий, каждое из которых мы с детьми превращаем в игру, направляемую воспитателем, но дающую возможность каждому ребенку раскрыть себя, почувствовать себя в разных ролях, разных эмоциональных состояниях, различных ситуациях. Каждое литературное произведение: потешка, стихотворение, песенка, сказка, даже пословица и поговорка проигрывается с детьми в разных вариантах, разных ролях. Ребенку предлагается «встать на место» как положительного, так и отрицательного персонажа, внести в роль что-то свое, порассуждать над героем и произведением.
Занятие состоит из трех частей. 1. Разминка, включающая в себя приветствие, упражнение на создание положительного эмоционального настроя, артикуляционную, дыхательную гимнастику.
2.Основная часть – мимические, пантомимические упражнения, беседы, игры, воображаемые путешествия, чтение литературных произведений;
3.Драматизация. Детям предлагается порассуждать, как ведут себя герои в литературном произведении, нравится ли им это поведение, что можно изменить в их поведении, как будет выглядеть постановка сказки, если поменять местами положительных и отрицательных персонажей, место или время действия, обстоятельства. И на основе обсуждения воспитанники разыгрывают предложенное произведение
Поэтому каждая сценка, постановка, драматизация является не только уникальной, но и индивидуальной. Так, например одна из драматизаций «Справедливость в сказках» - явилась следствием всего одного замечания ребенка, который пожалел героев русских народных сказок «Лиса и волк» и «Колобок», посчитал, что с ними поступили несправедливо. Вопрос перерос в обсуждение, а обсуждение и рассуждение уже вылилось в спектакль. Таким образом, организация театрализованной деятельности в контексте культурных практик дают детям отличную возможность почувствовать себя творцами, показывают, что даже классическое литературное произведение можно воспринимать не как догму, а поиграть с ним, изменить его.
В работе с детьми я стараюсь применить такой метод реализации культурных практик как реализацию системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов,ситуаций, явлений, которая способствует приобретению творческого опыта в осуществлении изменений внешнего вида систем. В любой инсценировке, игре, драматизации, театральном этюде ребенку предоставляется возможность импровизации, привнесении своего видения ситуации, основанной все же на знании классического образца.
Любая культурная практика направлена на приобретение жизненного опыта ребенка в самостоятельной деятельности. Это освоение позитивного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, какой опыт будет освоен, прожит, пережит, прочувствован ребенком, зависит очень многое в его характере, системе ценностей, стиле жизнедеятельности и даже дальнейшей судьбе.
Исходя из анализа работы в текущем году, в программу работы на следующий год я внесла инсценировки, создавать которые будут сами дети. Инсценировки, построенные на рассуждениях, на вопросах детей, на их интересах в данный момент времени. Причем вопросы бывают самые разные, например:
- Если Снегурочка тепла боялась, почему она дома у стариков не таяла?
- Зачем мама отпустила Красную Шапочку одну в лес, где волки водятся?
- Почему старик не попросил у Золотой рыбки, чтобы старуха добрая стала?
Вопросы, задуматься над которыми могут и взрослые. И нет ничего страшного в том, что взрослый признается, что не знает ответа, а предложит поискать ответ вместе, подумать, порассуждать. Ведь именно самостоятельный поиск ответа, ненавязчиво направляемый педагогом, и является жизненным опытом ребенка.