Просмотр содержимого документа
«Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников»
Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников
Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации звуков. Участие дошкольников в спектакле и в театрализованных играх в детском саду положительно влияет на развитие и совершенствование речи. В процессе театрализованных игр у детей формируется навык уверенного общения в коллективе.
Театрализованные игры решают задачи коррекционно – развивающей работы:
развивают у дошкольников артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, речевое дыхание;
расширяют словарный запас;
способствуют совершенствованию монологической и диалогической речи;
развивают общую и мелкую моторику, координацию движений;
Игра является для ребёнка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных ситуаций. Пальчиковый театр отличный помощник в общении с ребёнком!
Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления, использоваться изолированные движения каждого из пяти пальцев. Театрализованная деятельность организуется поэтапно.
Сначала я знакомлю детей с произведением и распределяю роли. При этом учитываю не только возраст, но и личные пожелания детей. Далее я «подгоняю» роль под определённого ребёнка и разучиваю с этим ребёнком текст. «Подгонка» роли заключается в замене слов с учётом звукового наполнения, упрощении фраз. Но этого я не делаю, когда знакомлю воспитанников с произведением.
Следующий этап – подготовка оборудования и атрибутов: билетов, персонажей пальчикового театра, афиши, декораций. К этому процессу я привлекаю детей с учётом их возрастных возможностей, и родителей.
Прежде чем приступить непосредственно к постановке пьесы, мы читаем или прослушиваем аудиозаписи, вместе с детьми, обсуждаем сюжетные линии, поступки героев, определяем актёров.
Также важно подобрать музыкальное сопровождение. В выборе музыки могут участвовать дети старшего дошкольного возраста. Целесообразно их привлекать и к исполнению музыкальных отрывков в ходе театрализованной деятельности.
Особое внимание уделяю репетиционному этапу. Важно, чтобы дети не уставали и не теряли интерес к деятельности. Сначала провожу репетиции индивидуально, затем в малых группах по 3 – 4 человека. На репетициях, помимо текста, мы разучиваем с детьми мимику, жесты, походку своих героев.
В качестве тренировки использую некоторые упражнения с куклой: надевание куклы на пальчик, повороты куклы вправо, влево, покачивание куклой из стороны в сторону.
В театрализованной деятельности центральное место занимает – добровольное участие детей. Поэтому очень важна мотивация участников.
Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в театральную деятельность. Необходимо, чтобы каждый ребёнок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
Не все дети сразу включаются в игру. С учётом индивидуальных особенностей детей следует начинать деятельность с тем, кто быстрее откликается на приглашение взрослых. При этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру, остальных ребят.
От степени психологического комфорта детей непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включённости.
Для решения поставленных задач мной была выбрана партнёрская форма
занятия. Позиция взрослого динамична если у ребёнка что – то не получается можно подсесть к нему, при этом все дети будут в поле зрения.
Чтобы театрализованная деятельность была результативной, привлекаю к её организации всех специалистов ДОУ. При этом каждый специалист выполняет свои функции.
- Инструктор по физической культуре развивает физические характеристики исполнителей ролей: общую координацию, пластичность, правильную осанку и походку. Эти навыки он закрепляет посредством подвижных игр.
- Музыкальный руководитель ставит детям голос так, чтобы он соответствовал роли. Для этого определяет нужную высоту и тембр. Затем подбирает соответствующие характеру и темпераменту персонажа музыкальные отрывки, ритмические упражнения с переключением внимания. Кроме того музыкальный руководитель прослушивает с детьми мелодии и обучает самостоятельно их воспроизводить.
- На воспитателя и логопеда ложится основная нагрузка.
Я сначала читаю детям художественное произведение. Во время беседы мы обсуждаем сюжет, героев, их характеры, отдельные эпизоды. Чтобы закрепить полученную информацию на занятиях по изобразительной деятельности: мы с детьми лепим, рисуем героев, делаем индивидуальные и коллективные аппликации по мотивам произведения. В ходе изобразительной деятельности дети представляют действие в цвете, различных формах, «прощупывают» его. Затем провожу пальчиковые игры для развития мелкой моторики и соотнесения речи с движением.
Дети обращаются к произведению и на занятиях. Например, изучая диких и домашних животных и птиц, дети запоминают их виды, названия, учатся правильно называть детёнышей. Так, в процессе подготовки к индивидуальным выступлениям они расширяют словарный запас по данной и смежным темам.
- Логопед: проводит работу по развитию речи, используя специальные приёмы и упражнения:
артикуляционную гимнастику, связанную с развитием дикции (например: «Покажите, как волк скалит клыки», «Как дышит собачка, высунув широкий язычок»);
упражнения для развития интонационной выразительности речи (в младшем возрасте проводится со звукоподражанием);
логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
коррекционно – развивающие игры:
- на развитие памяти, расширение словарного запаса (дети играют в игры «Скажи, какой», «Подскажи словечко», отгадывают загадки);
- на развитие слухового восприятия (например: «Узнай по описанию героя сказки», «Нарисуй по описанию);
- на развитие логического мышления: что сначала, что потом;
- на словоизменение и словообразование;
- на образование звукослоговой структуры («Прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса»);
- на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, пальчиковый театр): когда ребёнок «работает» с куклой, он совершенствует мелкую моторику и координацию движений, несёт ответственность за её управление, становится внимательным;
Упражнения для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы;
Театральные этюды; они схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом (например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»).
Таким образом, разучивая разные роли, ребёнок учится правильно и чётко проговаривать слова, а также управлять интонацией, мимикой, жестами. Автоматизация звуков происходит естественным путём, не утомляя ребёнка.
На заключительном этапе организую общую игру – драматизацию.
Важное место в подготовительной работе отвожу, тренировке основного механизма нашего театра - пальцев.
Но чтобы достичь результата, нужно организовать данную работу с детьми поэтапно и привлекать разных специалистов ДОУ.
Развитие театрализованной деятельности, накопление эмоционально – чувственного опыта у детей, это длительная работа, которая требует и участия родителей.
Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Родители помогают в изготовлении атрибутов пальчикового театра. Совместно с родителями разыгрываем представления, сценки пальчикового театра: «Хитрый ёжик», «Про двух гусят», «Кража». Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает родителей и детей.