Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики с нарушением зрения
Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики с нарушением зрения
нарушением зрения
Одним из нетрадиционых способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг.
Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые затем превращаются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции.
Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» и переводится как «птичье перо». Именно птичье перо сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из бумаги: чтобы получить тонкуюспираль для композиции, длинные полоски бумаги накручивались как раз на него
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики с нарушением зрения»
Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики с нарушением зрения
Одним из нетрадиционых способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг.
Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые затем превращаются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции.
Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» и переводится как «птичье перо». Именно птичье перо сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из бумаги: чтобы получить тонкуюспираль для композиции, длинные полоски бумаги накручивались как раз на него [16].
Основные принадлежности:
1) Инструмент для наматывания может представлять собой рукоятку со стержнем, в конце которого сделана прорезь. Я в качестве такого инструмента использую обычную деревянную зубочистку. Но ее нужно предварительно подготовить к работе. Необходимо ножом отрезать один из кончиков зубочистки и на тупом конце сделать надрез вдоль длины по размеру ширины бумажных полосок.
2) Ножницы
3) Клей
4) Линейка, карандаш, канцелярский нож и любая деревянная поверхность, необходимые для нарезки бумажных полосок.
5) Трафарет с круглыми отверстиями различного диаметра. Часто используется линейка с отверстиями разного диаметра. В такие отверстия кладут скрученные полоски, чтобы они разворачивались до определенного диаметра и элементы получались одинакового размера.
6) Специальную бумагу для квиллинга можно купить в магазинах для рукоделия или сделать заготовки самостоятельно. Бумага должна быть окрашена с двух сторон. Бумага не должна быть очень тонкой (иметь небольшую плотность, т. к. в скрученном состоянии может не очень хорошо держать форму. Длина бумажных полосок – 15-60 см, ширина - от 3 мм до 7 мм.
Техника бумагокручения и основные формы [17].
Основным элементом в квиллинге является ролл. Для его выполнения надо брать бумажную ленту для квиллинга и инструмент для квиллинга с прорезью на конце. Вставляем конец ленты в инструмент и начинаем накручивать. Потом аккуратно снимаем ролл с инструмента, а свободный конец ленты фиксируем клеем. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Тугая спираль: скручиваем ленту, приклеиваем ее конец, не снимая при этом спираль с иглы.
Свободная спираль: скручиваем ленту, снимаем спираль с иглы и, перед тем, как приклеить конец, даем ей раскрутиться.
Капля: делаем свободную спираль, сжимаем ее с одной стороны.
Изогнутая капля: делаем каплю, загибаем ее уголок.
Глаз: делаем спираль свободную, сжимаем ее противоположные стороны.
Полукруг: делаем свободную спираль, сжимаем два уголка таким образом, чтобы одна из сторон заготовки была закругленной, а другая — ровной.
Птичья лапка: делаем спираль свободную, сжимаем треугольник, загибаем пару уголков в направлении третьего, сильно прижимаем.
Лист: делаем спираль свободную, сжимаем ее в виде глаза, загибаем уголки.
Треугольник: делаем спираль свободную, сжимаем ее в трех местах.
Стрелка: делаем свободную спираль, сжимаем ее таким образом, чтобы получился треугольник, прижимаем пару его уголков друг к другу.
Конус: закручиваем тугую спираль в виде конуса, приклеиваем кончик ленты, высушиваем заготовку и лишь после этого снимаем с иглы.
Ромб: делаем глаз, сжимаем его уголки так, чтобы вышел ромбик.
Термин «Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, их использовании, свойствах, способах применения. Это даёт толчок к развитию воображения, творчества. Но, я хочу остановить ваше внимание на такой нетрадиционной технике как, квиллинг.
На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.
Заниматься квиллингом могут не только взрослые, но и дети. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает фантазию и художественные возможности. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.
Дети дошкольного возраста очень охотно выполняют изделия в технике квиллинга, несмотря на то, что на начальном этапе обучения процесс бумагокручения кажется довольно сложным. Но уже после выполнения нескольких работ ребенок достаточно легко справляется с накручиванием бумажной полоски на инструмент и увлекается превращением заготовки в ту или иную форму, а затем и в различные изображения.
Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
Для успешной организации занятий по обучению художественной технике квиллинг необходимо учитывать возрастные особенности детей: прежде всего, надо позаботиться о том, чтобы поделка была практически значима для ребенка и он мог ее использовать в качестве сувенира или игрушки.
Кроме того, работа не должна быть особенно сложной, утомляющей малыша, для этого первые поделки в технике квиллинг должны состоять из небольшого количества деталей, или можно предложить ребенку вырезать из бумаги отдельные детали.
Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.
Наилучшим вариантом будет выкладывание узора, после чего каждый из элементов квиллинга необходимо приклеить на своё место. Удачной формой организации занятий по созданию аппликаций, детали которой, выполняются детьми в технике квиллинг, является коллективная работа. Обучение технике квиллинга должно быть постепенным и последовательным. Выполнение каждой новой формы (приема) следует закрепить на нескольких занятиях и только после этого продолжать знакомить детей с новыми приемами.
Квиллинг предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира [18].
Техника квиллинг способствует развитию мелкой моторики обоих рук, так как во время работы в этой технике задействованы и левая и правая рука, что активизирует работу, как левого, так и правого полушария головного мозга. Квиллинг требует тонких дифференцированных движений пальцами, способствует активизации координированной работы мелких мышц руки. Работа в технике квиллинг напрямую обращена к формированию творческого начала. Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство — одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и в этом виде искусства [19].
В результате работы по методике квиллинг дети старшего дошкольного возраста [20]:
· научатся различным приемам работы с бумагой;
· будут знать основные геометрические понятия (круг, квадрат, треугольник, угол, и.т.д.) и базовые формы квиллинга;
· научатся следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
· будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
· познакомятся с искусством бумагокручения;
· овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- Ребенок узнает на практике понятие слова «технология».
· Значительно влияет на формирование таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление.
· Формирует у ребенка принцип коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду самостоятельности, саморазвития, самоопределения.
· При занятиях квиллингом ребенок в процессе работы создает игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы.
· Сам процесс скручивания бумаги является увлекательным действием, насыщающим жизнь детей в детском саду игровыми приемами.
· Развитие самостоятельной творческой деятельности.
· Развитие эстетического вкуса.
· Первичные знания о композиции: формирование чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги.
Квиллинг дает возможность создавать принципиально новые элементы декора, придать современное значения традиционным народным промыслам Создание иллюстраций к литературным произведениям.
Важным для дошкольника является возможность создания с помощью квиллинга элементов декорирования группы, оформления зала к утренникам, создание высокохудожественных композиций, украшение элементов народного костюма.
При этом следует помнить о том, что для формирования навыков осязательного восприятия у детей с нарушением зрения могут быть использованы разные педагогические приемы. Это связано с тем, что одни упражнения и виды предметно-практической деятельности легче усваиваются абсолютно слепым ребенком, а другие — ребенком с остаточным зрением, слабовидящим или страдающим косоглазием и амблиопией.
Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях учащихся необходимо познакомить с некоторыми приемами опосредованного, т.е. инструментального, осязания (например, обследование и узнавание предметов с помощью палочки).
Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:
Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.
Ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, аппликационная лепка и др.) [15].
Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.