Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта организованной учебной деятельности. Валеология Тема: «Домик языка»»
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Группа: старшая.
Образовательная область: «Здоровье»
Подобласть: валеология
Тема: «Домик языка»
Задачи: Образовательные. Познакомить детей с органом чувств – языком (орган вкуса). С помощью опытов доказать, что язык является органом чувств.
Развивающие. Развивать речь, мышление, внимание.
Воспитывающие. Воспитывать интерес к своему телу, любознательность.
Билингвальный компонент: ауыз – рот, тіл – язык.
Оборудование: растворы сахара, соли, лимонной кислоты, чеснок, кусочек сухаря, 4 чайные ложечки (или трубочки для коктейля), фишки с изображением конфеты (сладкое), лимона (кислое), солонки (солёное) и перца (горькое).
Схема строения языка.
Ход занятия.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот)
На казахском языке рот – ауыз. Повторите.
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
На казахском языке язык – тіл. Повторите.
Как ты думаешь, зачем человеку нужен язык? Конечно, не для того, чтобы дразниться.
Что умеет делать рот? ( Дышать, кусать, жевать, смачивать еду слюной, обогревать или охлаждать её, глотать, узнавать на вкус, петь, говарить, смеяться и, к великому сожалению, показывать язык). И всё это может домик языка – рот. Это и вход в пищеварительный тоннель. Послушайте кто там живёт:
Как перед настоящим тоннелем, в нашем домике сидит охранник. Толстый, красный и мокрый. Догадались, кто это? Правильно, это язык, но какой же он охранник? Ещё какой! Стоит на посту и всех входящих на вкус пробует: стой кто такой? А ну попробуем кончиком языка на сладость …. Не сладкий. Попробуем корнем …. Не горький. А если бочком? Кисленький! Здравствуйте, господин лимон, давно вас ждём! А вы кто будете? Не сладенький, не кисленький, а ну корнем попробуем. Горький, как отрава! Прошу вас на выход! Горьким огурцам вход воспрещён!
ОПЫТ ПЕРВЫЙ.
Давайте проверим, как работает ваш охранник во рту. Перед вами баночки с наклеенными цветочками: синим, красным, зелёным и желтым. Во всех баночках налита прозрачная жидкость. Кажется, что это чистая вода. Вам необходимо проверить, на самом деле в баночках вода или что-то другое. А поможет в этом ваш язык. Из всех баночек по очереди разными ложечками (или трубочками) попробуйте жидкость на вкус. А чтобы не забыть, какая на вкус жидкость, отмечайте её соответствующей фишкой (конфета, лимон, солонка, перец).
ВЫВОД: Язык помогает нам определять вкус пищи, он – орган вкуса.
А почему, даже когда мы не пьём, наш язык всегда мокрый? Потому что он всё время смачивается слюной. А зачем нужна слюна?
ОПЫТ ВТОРОЙ.
Положите в рот кусочек сухаря и сразу попробуйте его проглотить. Глотается? Нет! Почему? (потому что он сухой). А теперь разжуйте сухарь и проглотите его. Каким он стал? Мокрым и проглотить его стало не трудно.
ВЫВОД: Слюна нужна для смачивания твёрдой пищи.
Но это ещё не всё. Слюна ещё и санитар. Почему её так называют? Она уничтожает вредные микробы, которыми кишат немытые фрукты и овощи.. есть они и на грязных руках. Но микробов иногда бывает так много, что с ними не справится даже слюна. Вот если бы наши зубы кусали эти микробы! Но у зубов совсем другая, очень важная работа. Какая? Если они плохо разжуют пищу, она может повредить пищевод и желудок. Почему? Он будет над такой пищей трудиться в несколько раз дольше, а значит отдыхать будет мало и заболеет. Зубы надо беречь, а то они тоже могут заболеть. Когда зубы становятся больными?
Как у нашей Любы
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые. Не прочные
Детские, молочные
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет.
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет.
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять.
С.Михалков.
- Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (зуб повреждён, в нём дырочка). А как можно повредить зубы? Больными они становятся тогда, когда ими, как плоскогубцами кусают проволоку, как щипцами колют орехи, когда не чистят, не лечат, едят много сладкого.
Игра «ЧТО ПРАВИЛЬНО?»
- Чистить зубы 2 раза в день.
- Есть фрукты и овощи.
- Грызть ручки и карандаши.
-Раскусывать орехи зубами.
- Часто есть сладкое.
Итог. Что узнали про домик языка? ВЫВОД: Язык – орган вкуса. Он помогает вместе со здоровыми зубами пережёвывать и проглатывать пищу.