Мотивациялы – ұйымадастыру кезені Мотивационно – побудительный Ұйымдастыру – ізденіс кезені Организационно – поисковый Рефлексті – коррегиялық кезені Рефлексивно – корригирующий | Педагог: «Сегодня у нас будет необычное занятие! Сегодня мы будем учиться сочинять сказку, но не обычную, а сказку на новый лад. Вы слышали о таких сказках?
Педагог: «Сказка на новый лад – это когда берётся любая сказка (авторская или народная) и переделывается на новый лад – так как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя, волшебный предмет, с помощью которого главный герой спасается от злых персонажей. В сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно и тогда получается немного другая сказка! ». Педагог: «Сегодня мы будем переделывать на новый лад всем известную авторскую сказку. А какую, вы узнаете, отгадав загадку: я назову слова, а вы отгадаете, к какой сказке они относятся: Слова: девочка, лес, цветы, бабушка, волк (педагог помещает картинки из сказки на доску) . Педагог: «Молодцы, ребята! Догадались! Это сказка «Красная Шапочка». Кто написал эту сказку? (ответы детей) Сказку «Красная Шапочка» написал Шарль Перро (показ его портрета). Сегодня мы будем изменять сказку «Красная Шапочка», а как вы сейчас узнаете!» 1. Беседа (педагог задаёт вопросы, в ходе которых дети вспоминают сюжет сказки, определяют наличие структурных компонентов текста) Педагог: «Сначала мы должны вкратце вспомнить содержание этой сказки». 1. Кто ответит на такой вопрос: Почему Шарль Перро назвал свою сказку «Красная Шапочка»? 2. Почему все вокруг девочку называли Красной Шапочкой? 3. Кто подарил девочке красную шапочку? 4. Кто в этой сказке является положительным героем, а кто отрицательным? 5. Скажите мне, есть ли в этом произведении части? Какие? 6. Чем начинается эта сказка, напомните мне? 7. Что происходит в середине рассказа?. 8. Что происходит в конце сказки? 9. Каков конец этой сказки? Плохой или хороший? Почему? (индивидуальные ответы детей) . 10. Подумайте и скажите, почему получилось так, что волк узнал, где живёт бабушка и прибежал к её дому раньше Красной Шапочки, а потом проглотил и девочку и бабушку? Педагог: «Чему учит нас эта сказка? » (Ответы детей). Если дети не могут понять смысл сказки, педагог должен объяснить: «Ребята, эта сказка учит тому, что никогда нельзя на улице, в лесу или где-то ещё разговаривать с незнакомыми людьми, а тем более нельзя называть им свой адрес». 2. Подготовка к сочинению сказки Педагог: «Я предлагаю изменить эту сказку! А для того, чтобы получилась другая сказка, мы должны усвоить несколько правил: Первое правило: изменять можно все три части сказки, либо какую-нибудь одну из них (либо начало сказки, либо середину, либо конец) . Второе правило: чтобы сказка стала немного другой нужно изменить какие-то качества главного героя - можно изменить его характер (если он был злым – превратить его в доброго, либо изменить его внешние данные (например, поменять цвет глаз, волос и так далее, можно изменить его одежду. Третье правило: чтобы изменить сюжет сказки, можно ввести в неё нового героя (доброго или злого) . Четвёртое правило: чтобы изменить сказку можно ввести в неё волшебный предмет. Пятое правило: если мы изменили сказку, значит, и название этой сказки будет другое. Педагог: «Вот наша Красная Шапочка. Что вы предложите изменить? » Приведите примеры».
Педагог: «А изменится ли название сказки? Педагог: «Расскажите мне, как ещё можно изменить сюжет сказки? (можно придумать волшебный предмет). Какие волшебные предметы из сказок вы знаете? Педагог: «Отлично! Вот сколько волшебных предметов мы вспомнили! А какой атрибут подошел бы Красной Шапочке? (предложения детей). Хорошо и последнее, можно ввести в сюжет сказки нового героя, придумайте, какого героя? (предложения детей)» (Педагог схематично зарисовывает всех предложенных героев) . 3. Сочинение сказки на новый лад Педагог: «Ребята, вы молодцы! Усвоили все правила. Теперь вы сможете стать сказочниками! Кто такие сказочники? («Сказочник – это человек, который сочиняет сказки») . - Я так люблю сочинять сказки, и пока мы с вами разговаривали, я на ходу сочинила сказку. Хотите послушать мою сказку на новый лад? (согласие детей) . Педагог даёт образец составления сказки, сопровождая её выставлением картинок в соответствии с повествованием: Сказка «РОЗОВАЯ ШАПОЧКА» «Жила-была девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка розовую шапочку и ковёр-самолёт. С тех пор девочка всюду ходила в этой розовой шапочке и летала на волшебном ковре в гости к бабушке. Соседи так про нее и говорили: - Вот Розовая Шапочка летит! Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке: - Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она. Собралась Красная Шапочка, взяла с собой сумочку, где у неё всегда лежал ковёр-самолет и пошла к бабушке. Идет она лесом, цветы собирает, песенки поёт, а навстречу ей - серый Волк. - Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк. - Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла. - А далеко живет твоя бабушка? - Далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края. - Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет. Сказал это Волк и побежал, что было духу. А Розовая Шапочка достала из сумочки ковёр-самолёт, села на него, произнесла волшебные слова и полетела. Она очутилась у дома бабушки раньше волка. Зашла она в дом и закрыла двери. Внучка рассказала бабушке о том, что волк тоже скоро придёт её проведать и бабушка догадалась, что задумал волк. Волк прибежал следом за девочкой. Cтал он стучаться в дверь: «Тук-тук-тук». Бабушка и внучка решили не отвечать волку, сидели тихо-тихо. Волк ещё долго стучался в дверь, но так и не добился своего и ни с чем ушёл обратно в лес. А Розовая Шапочка и бабушка сели пить чай с пирожками и маслом. Педагог: «Посмотрите, ребята! В моей сказке я изменила только цвет шапочки и поэтому её название изменилось – «Розовая Шапочка». Ещё я ввела волшебный предмет – «ковёр-самолёт», при помощи которого Красная Шапочка опередила волка и прилетела к бабушке быстрее него. Конец сказки получился хорошим и удачным, волк не смог проглотить внучку и бабушку». - Кто из вас желает рассказать свою сказку на новый лад? Педагог помогает ребёнку определиться с выбором сюжета, помогает в ходе составления сказочного сюжета. Педагог: «Чем мы занимались сегодня? - Что такое «сказка на новый лад»? - Какие сказки можно переделывать на новый лад? - Что нужно сделать для того, чтобы в сказке изменился сюжет? - Чему учит сказка «Красная шапочка»? Педагог оценивает работу детей на занятии. | Дети заинтересованы. (индивидуальные ответы детей). Дети отгадывают. Красная Шапочка. Сказку «Красная Шапочка» написал Шарль Перро. Дети вспоминают сюжет сказки. Шарль Перро назвал так свою сказку потому, что в ней главный герой Красная Шапочка. Девочку называли Красной Шапочкой потому, что она всегда и везде была в шапке красного цвета. Девочке красную шапочку подарила бабушка. Индивидуальные ответы детей. В сказке «Красная Шапочка» есть три части: начало, середина, конец. Сказка начинается описанием девочки, которую звали Красная Шапочка. Её так звали потому, что она всегда носила красную шапочку. Мама этой девочки испекла пирожки и отправила дочь к бабушке. Девочка встречает в лесу злого волка. Волк съедает бабушку и девочку, но их спасают дровосеки, которые убили волка и выпустили девочку и бабушку из его живота. Потому, что Красная Шапочка, встретив волка в лесу, стала с ним разговаривать. Она не должна была рассказывать о своей бабушке – где её дом, как до него добраться и тогда бы ничего плохого не произошло. ответы детей. Примерные ответы детей: можно изменить цвет шапочки и сделать её синей, или розовой, либо другого цвета и тогда девочка будет не Красной Шапочкой, а Розовая Шапочка или Синяя Шапочка. Можно сделать так, что Красная Шапочка была умной и сообразительной девочкой – она ничего не сказала волку про бабушку. Ответы детей. Предполагаемые ответы детей: «Шапка-невидимка» из сказки «Конек-Горбунок» (с помощью неё герой может стать невидимым) . «Волшебная палочка» из сказки «Золушка» (с помощью такой палочки можно сделать что угодно) . «Ковёр-самолёт» из сказки «Алладин» (с помощью чудесного ковра можно летать) . «Метла» в сказках о Бабе Еге (с помощью волшебной метлы тоже можно летать) . «Скатерть-самобранка» - с помощью которой можно кушать разные вкусные блюда. «Сапоги-скороходы» - сапоги, позволяющие передвигаться с большой скоростью (Сказка «Маленький Мук») . Мы учились сочинять сказку на новый лад. Ответы детей. Любые: авторские, народные. Для того чтобы изменить сказку, можно ввести в неё нового героя, можно ввести в сказку волшебный предмет или изменить какие-то качества главного героя. Индивидуальные ответы детей. |