Технология интеграции содержания художественно - эстетического образования дошкольников — условие творческого развития ребенка
Технология интеграции содержания художественно - эстетического образования дошкольников — условие творческого развития ребенка
Тенденция к реализации в современном образовании личностного подхода, его обращенность к человеку находит отражение в целеполагании, для которого характерен переход от поэлементного формирования целей к их интеграции в образе целостного человека, воплощающего культурно-воспитательный идеал нашего времени (Е.В. Бондаревская). Отсюда одним инновационных подходов в культурологическом аспекте является интеграция образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология интеграции содержания художественно - эстетического образования дошкольников — условие творческого развития ребенка»
6
Технология интеграции содержания художественно - эстетического образования дошкольников — условие творческого развития ребенка
Тенденция к реализации в современном образовании личностного подхода, его обращенность к человеку находит отражение в целеполагании, для которого характерен переход от поэлементного формирования целей к их интеграции в образе целостного человека, воплощающего культурно-воспитательный идеал нашего времени (Е.В. Бондаревская). Отсюда одним инновационных подходов в культурологическом аспекте является интеграция образования.
В свете личностно-ориентированной модели образования культурологического типа интеграция направлена на формирование целостной картины мира, способности к собственной творческой преобразующей деятельности, которая стимулирует и саморазвитие, и самореализацию личности (П.Г. Кулагина, К.П. Королева, И.Д. Зверев, Г. А. Монахова, В. Т. Фоменко и др.).
Интегративное начало имеет место и в области художественной культуры. В исследованиях В. Ванслова, В.И. Тасалова, Б.С. Мейлаха, А.Я. Зися раскрыты способы интеграции, которые дают основание говорить о возникновении новых путей художественного освоения действительности, раскрытии способностей личности, ее творческого потенциала.
На этом фоне использование синтеза искусств в художественно - творческом развитии ребенка - дошкольника занимает особое место.
Необходимость обращения к синтезу искусств обусловлена возрастными особенностями детей. На этапе дошкольного детства художественное творчество носит синкретический характер, в котором не отделены и не специализированы различные виды искусства (Л.С. Выгодский).
Для ребенка естественна синкретическая, целостная ориентация в мире. В связи с этим возникает необходимость использования взаимодействия различных видов искусства как одного из эффективных путей амплификации общего и художественного развития дошкольников, развития их творческих способностей (К.В. Тарасова).
В последние годы уделяется все больше внимания взаимосвязи искусств в образовательном процессе, для придания ему целостности и культуросообразности (О.А. Куревина, Л.С. Васильева, Т.Н. Таранова, Л.Ф. Сербина, P.M. Чумичева и др.).
Модернизация системы образования нацеливает на поиск эффективных путей воплощения идеи культуросообразности педагогического процесса через интеграцию содержания образования, на разработку эффективных технологий направленных на развитие творческих личности.
Педагогическая технология - это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанников. Технология личностно- ориентированного образования обусловлена личностными особенностями педагога, направлена на владение личностными смыслами, способами учения, взаимодействиями (Е.В. Бондаревская).
Как указывает Г.К. Селевко, понятие "педагогическая технология" может быть представлено тремя аспектами: научным - педагогическая технология как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая содержание, цели и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально - описательным - описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижение планируемых результатов обучения; процессуально - действенным - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Осмысление педагогами этих теоретических положений в ходе работы творческой группы при ИГЖ и ПРО, способствовало разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые направлены на введение детей в мир искусства, обеспечения художественно - творческого развития личности на интегративной основе.
В практике воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений (музыкальных руководителей и руководителей изостудий), востребована и применяется разработанная нами продуктивная педагогическая технология процесса художественно - творческого развития дошкольников.
Теоретической основой разработки технологии выступили работы, в которых исследуется феномен культуры (Е.В. Бондаревская, P.M. Чумичева и др.), искусство рассматривается как уникальное средство развития у ребенка эмоционально-целостного отношения к миру (Л.С. Выгодский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Немен-ский. Т.С. Комарова), раскрываются возможности синтеза искусств в становлении личности ребенка и его творческих способностей (К.В. Тарасова, P.M. Чумичева, Б.П. Юсов, Н.Г. Пешкова).
Технология нацелена на творческое развитие личности — ребенка-дошкольника в условиях интегративного воздействия различных видов искусства -изобразительного, музыкального и художественной литературы.
Задачи:
развивать эмоционально-чувствительную сферу ребенка и его художественно - образное мышление как основу развития творческой личности;
способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, потребность общения с ними;
подвести детей к свободной интеграции накопленного опыта и вариативному использованию его в художественно — творческой деятельности;
создать условия для освоения нравственно- эстетических ценностей, обуждать ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.
На решение этих задач ориентированны педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно - творческой деятельности, художественно - эстетическая, пространство - предметная среда.
Содержание технологии выстраивается с учетом следующих принципов:
гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, отовность педагога помочь ему. Это обеспечивает психолого - педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально -творческого развития;
целостности образа мира предусматривает наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира;
интегративности заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно - творческой деятельности.
Содержание технологии раскрывает нравственно-эстетические и культурно - познавательные ценности окружающего мира, выраженные в художественном образе языком искусства. Оно ориентированно на воспитание эмоционального и осознанного отношения к изобразительному искусству, художественному слову, на умение слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства. Содержание выступает средством, обогащающим творчество ребенка, стимулирующим потребность в самовыражении.
Содержательный аспект технологии выстраивается в виде спирали: познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведения искусства (музыкального, изобразительного, литературы), ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в рисунках, в образной вербальной характеристике, танце, пластическом движении.
Структурной особенностью технологии является блочно — тематическое планирование занятий. Содержание основывается на тематических блоках-циклах и реализуется в два этапа.
На первом этапе работы с детьми не ставятся задачи по развитию чисто музыкальных навыков и навыков, связанных с изобразительной и художественно - речевой деятельностью. Цель данного этапа - сформировать у детей представления о том, что искусство отражает различные эмоциональные состояния природы и человека. Важно показать им способы установления связи средств художественной выразительности с эмоциональным содержанием произведений искусства.
Интеграция содержания произведений и их эмоционального фона осуществляется различными способами, такими как:
поочередное включение произведений в восприятие ребенка, когда музыкальное произведение "дополняет" живописное, или наоборот;
попарная интеграция живописных и музыкальных произведений (музыка, художественное слово), сходных по общему эмоциональному звучанию и средствам выразительности;
одновременное включение живописных и музыкальных произведений (музыка и художественное слово), обеспечивающее восприятие живописи на фоне музыки и наоборот;
контрастный по композиции, темпу, ритму и интонации способ взаимодействия произведений искусства.
На втором этапе происходит обогащение опыта творческой деятельности дошкольников. Педагог способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, стимулирует стремление использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линия, объем в изобразительной деятельности; мелодия, ритм, темп, динамика - в музыкальной; образные определения, сравнения, эпитеты - в художественно-речевой) для осуществления своего замысла; быть оригинальным в выборе сюжета, проявлять инициативу, самостоятельность.
На данном этапе педагог формирует систему умений и навыков, необходимых детям для осуществления творческого процесса в различных видах художественной деятельности:
изобразительной (работа с гуашью, акварелью, восковыми мелками, сангиной и др.);
конструктивной (работа с пластилином, глиной, белой и цветной бумагой, природными материалами и т.п.);
декоративной (создание и украшение предметов декоративно - прикладного назначения или их эскизов);
• музыкальной (получение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой);
• художественно - речевой (формирование умения воспринимать на слух произведения разных жанров, чувствовать, чувствовать стихотворный ритм, авторское отношение к тому, о чем рассказывается в произведении, сознавать способы передачи настроения героев, состояния природы).
Приобщение к мировой и национальной культуре ориентирует педагога и ребенка на то, что перед ними произведения искусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат видеть прекрасное в жизни. Понимание художественного образа детьми предполагает овладение знаниями в области языка того или иного вида искусства. Важно познакомить ребят с тем, что слово в литературном произведении является главным средством создания художественных образов (как в музыке - интонация и мелодия, в изобразительном искусстве - форма и цвет), при этом писатели и поэты используют разнообразные средства выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры.
Постигая язык одного искусства, например, музыки, ребенок в сравнении с ней осваивает семантику, выразительный смысл произведений других искусств. При этом, что весьма существенно, язык других искусств (живописи, художественного слова), осваивается в сравнении с музыкой по основанию, которое представляет собой эмоцию, переживания, чувственный образ. В результате ребенок неравнодушно, эмоционально, оценочно постигает выразительный смысл языков других искусств, "вживается" в художественные образы, находит в них личностный смысл.
Необходимо отметить, что если на первом этапе работы музыкальные произведения, произведение живописи мы выстраивали по принципу контраста, то впоследствии дети слушали произведения с постепенным уменьшением контрастности образов, чтобы научится различать оттенки каждого из них на основе языка искусств.
Подводя итоги можно сказать: методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. А полученные ребенком знания, умения и навыки являются не целью, а средством приобщения его к мировой и национальной культуре, собственного художественного творчества.
Содержание технологии обуславливает выбор методов профессиональной деятельности педагогов (по P.M. Чумичевой)
Первая группа методов ориентированна на то, чтобы ребенок усвоил эстетические ценности произведений (эмоциональную сторону произведения), способы проявлений разнообразных эстетических эмоций (удивление, восторг, восхищение, радость, сопереживание и т.п.).
Вторая группа - на овладение языком того или иного вида искусства, на восприятие выразительно - изобразительных средств (цвет, композиция, ритм, мелодии, темп, эпитеты, образные сравнения), на установление взаимозависимости между содержанием и средствами выразительности.
Третья группа - методы, направленные на художественно - творческое развитие личности ребенка.
Используя перечисленные методы, мы осуществляем органическое слияние и одномоментное воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слова и осознание им мира культуры.
Технология предполагает использование интегративных, занятий, бесед, развлечений, праздников. Особое внимание уделяется интегративным занятиям, в процессе которых задачи решаются посредством нескольких видов художественной деятельности.
Данная форма проведения занятий плодотворна лишь при полном контакте педагога с детьми, знании взрослыми индивидуальных особенностей каждого ребенка, при гибком планировании педагогом системы своей работы с группой воспитанников, когда в зависимости от особенностей восприятия музыки, изобразительного искусства детьми, каждым ребенком в отдельности на ходу корректируется весь задуманный сценарий занятия.
Основным видом деятельности, в рамках которой проводится занятия, является игра: игра - занятие, игра - сказка, игра - путешествие.
Содержание технологии нашло отражение в художественно - эстетической среды, которая создавалась на основе двух составных минисред: культурно - познавательной и индивидуально - творческой.
Культурно - познавательная среда представлена пространством, которое заполнено произведениями искусства, позволяющими ребенку соприкасаться с красотой, законами его со средствами выразительности искусств и обеспечивает подготовку к усвоению культурно - сенсорных эталонов (цвет, форма, звук и т.п.), отраженных в художественном образе.
Индивидуально-творческая среда позволяет ребенку самостоятельно реализовать свой творческий потенциал, входить в образ художника, музыканта, поэта, осуществлять художественно — творческий процесс (рисование, музыкальную и словесную импровизацию).
Социокультурное пространство развивающей среды должно позволять ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и язык искусства, реализовывать познавательно- эстетические и культурно-коммуникативные потребности.
Развивающий эффект художественно - эстетической среды зависит также от характера общения педагога с ребенком, от ситуации, заданий, способов, побудительных мотивов: свободный выбор, проблемная ситуация, неожиданности, возникшие в художественно - эстетической пространственно - предметной среде, которые стимулируют общее и художественно - эстетическое развитие ребенка, его творческое мышление, самостоятельность.
Следует отметить качественные изменения, произошедшие в деятельности и поведении детей: наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному; понимание языка эмоций (сопереживание, сочувствие), отраженных в произведениях искусства и реальных отношениях; приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусства, начальные понимания особенностей их образного языка, развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности; усвоение нравственно - эстетических ценностей и стремления ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.
Познание и реализация воспитателями и специалистами данной технологии способствовало развитию у педагогов компетентности, умения работать с новой информацией, оценивать свою профессиональную деятельность с позиции результативности творческих проявлений детей.