kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология интеграции содержания художественно - эстетического образования дошкольников — условие творческого развития ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тенденция к реализации в современном образовании личностного подхода, его обращенность к человеку находит отражение в целеполагании, для которого ха­рактерен переход от поэлементного формирования целей к их интеграции в образе целостного человека, воплощающего культурно-воспитательный идеал нашего вре­мени (Е.В. Бондаревская). Отсюда одним инновационных подходов в культуроло­гическом аспекте является интеграция образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология интеграции содержания художественно - эстетического образования дошкольников — условие творческого развития ребенка»

6


Технология интеграции содержания художественно - эстетического образования дошкольников — условие творческого развития ребенка


Тенденция к реализации в современном образовании личностного подхода, его обращенность к человеку находит отражение в целеполагании, для которого ха­рактерен переход от поэлементного формирования целей к их интеграции в образе целостного человека, воплощающего культурно-воспитательный идеал нашего вре­мени (Е.В. Бондаревская). Отсюда одним инновационных подходов в культуроло­гическом аспекте является интеграция образования.

В свете личностно-ориентированной модели образования культурологическо­го типа интеграция направлена на формирование целостной картины мира, способ­ности к собственной творческой преобразующей деятельности, которая стимулиру­ет и саморазвитие, и самореализацию личности (П.Г. Кулагина, К.П. Королева, И.Д. Зверев, Г. А. Монахова, В. Т. Фоменко и др.).

Интегративное начало имеет место и в области художественной культуры. В исследованиях В. Ванслова, В.И. Тасалова, Б.С. Мейлаха, А.Я. Зися раскрыты спо­собы интеграции, которые дают основание говорить о возникновении новых путей художественного освоения действительности, раскрытии способностей личности, ее творческого потенциала.

На этом фоне использование синтеза искусств в художественно - творческом развитии ребенка - дошкольника занимает особое место.

Необходимость обращения к синтезу искусств обусловлена возрастными осо­бенностями детей. На этапе дошкольного детства художественное творчество но­сит синкретический характер, в котором не отделены и не специализированы раз­личные виды искусства (Л.С. Выгодский).

Для ребенка естественна синкретическая, целостная ориентация в мире. В связи с этим возникает необходимость использования взаимодействия различных видов искусства как одного из эффективных путей амплификации общего и худо­жественного развития дошкольников, развития их творческих способностей (К.В. Тарасова).

В последние годы уделяется все больше внимания взаимосвязи искусств в об­разовательном процессе, для придания ему целостности и культуросообразности (О.А. Куревина, Л.С. Васильева, Т.Н. Таранова, Л.Ф. Сербина, P.M. Чумичева и др.).

Модернизация системы образования нацеливает на поиск эффективных путей воплощения идеи культуросообразности педагогического процесса через интегра­цию содержания образования, на разработку эффективных технологий направлен­ных на развитие творческих личности.

Педагогическая технология - это система способов, приемов, шагов, последо­вательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обуче­ния и развития личности воспитанников. Технология личностно- ориентированного образования обусловлена личностными особенностями педагога, направлена на владение личностными смыслами, способами учения, взаимодействиями (Е.В. Бондаревская).

Как указывает Г.К. Селевко, понятие "педагогическая технология" может быть представлено тремя аспектами: научным - педагогическая технология как часть пе­дагогической науки, изучающая и разрабатывающая содержание, цели и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально - описатель­ным - описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижение планируемых результатов обучения; процессуально - дей­ственным - осуществление технологического (педагогического) процесса, функ­ционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагоги­ческих средств.

Осмысление педагогами этих теоретических положений в ходе работы твор­ческой группы при ИГЖ и ПРО, способствовало разработке и внедрению таких пе­дагогических технологий, которые направлены на введение детей в мир искусства, обеспечения художественно - творческого развития личности на интегративной ос­нове.

В практике воспитателей и специалистов дошкольных образовательных уч­реждений (музыкальных руководителей и руководителей изостудий), востребована и применяется разработанная нами продуктивная педагогическая технология про­цесса художественно - творческого развития дошкольников.

Теоретической основой разработки технологии выступили работы, в которых исследуется феномен культуры (Е.В. Бондаревская, P.M. Чумичева и др.), искусство рассматривается как уникальное средство развития у ребенка эмоционально-целостного отношения к миру (Л.С. Выгодский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Немен-ский. Т.С. Комарова), раскрываются возможности синтеза искусств в становлении личности ребенка и его творческих способностей (К.В. Тарасова, P.M. Чумичева, Б.П. Юсов, Н.Г. Пешкова).

Технология нацелена на творческое развитие личности — ребенка-дошкольника в условиях интегративного воздействия различных видов искусства -изобразительного, музыкального и художественной литературы.

Задачи:

  • развивать эмоционально-чувствительную сферу ребенка и его художественно - образное мышление как основу развития творческой личности;

  • способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, потребность общения с ними;

  • подвести детей к свободной интеграции накопленного опыта и вариативному использованию его в художественно — творческой деятельности;

  • создать условия для освоения нравственно- эстетических ценностей, обуждать ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.

На решение этих задач ориентированны педагогические условия: игровые ме­тоды и приемы, интегрированные формы организации художественно - творческой деятельности, художественно - эстетическая, пространство - предметная среда.

Содержание технологии выстраивается с учетом следующих принципов:

  • гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, отовность педагога помочь ему. Это обеспечивает психолого - педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально -творческого развития;

  • целостности образа мира предусматривает наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира;

  • интегративности заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно - творческой деятельности.

Содержание технологии раскрывает нравственно-эстетические и культурно - познавательные ценности окружающего мира, выраженные в художественном обра­зе языком искусства. Оно ориентированно на воспитание эмоционального и осоз­нанного отношения к изобразительному искусству, художественному слову, на умение слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства. Содержание выступает сред­ством, обогащающим творчество ребенка, стимулирующим потребность в самовы­ражении.

Содержательный аспект технологии выстраивается в виде спирали: познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведения искусства (музыкаль­ного, изобразительного, литературы), ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в рисунках, в образной вербальной характеристике, танце, пластическом движении.

Структурной особенностью технологии является блочно — тематическое пла­нирование занятий. Содержание основывается на тематических блоках-циклах и реализуется в два этапа.

На первом этапе работы с детьми не ставятся задачи по развитию чисто музы­кальных навыков и навыков, связанных с изобразительной и художественно - ре­чевой деятельностью. Цель данного этапа - сформировать у детей представления о том, что искусство отражает различные эмоциональные состояния природы и чело­века. Важно показать им способы установления связи средств художественной вы­разительности с эмоциональным содержанием произведений искусства.

Интеграция содержания произведений и их эмоционального фона осуществ­ляется различными способами, такими как:

  • поочередное включение произведений в восприятие ребенка, когда музыкальное произведение "дополняет" живописное, или наоборот;

  • попарная интеграция живописных и музыкальных произведений (музыка, художественное слово), сходных по общему эмоциональному звучанию и средствам выразительности;

  • одновременное включение живописных и музыкальных произведений (музыка и художественное слово), обеспечивающее восприятие живописи на фоне музыки и наоборот;

  • контрастный по композиции, темпу, ритму и интонации способ взаимодействия произведений искусства.

На втором этапе происходит обогащение опыта творческой деятельности до­школьников. Педагог способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, стимулирует стремление использовать адек­ватные средства художественного выражения (цвет, линия, объем в изобразитель­ной деятельности; мелодия, ритм, темп, динамика - в музыкальной; образные опре­деления, сравнения, эпитеты - в художественно-речевой) для осуществления своего замысла; быть оригинальным в выборе сюжета, проявлять инициативу, самостоя­тельность.

На данном этапе педагог формирует систему умений и навыков, необходимых детям для осуществления творческого процесса в различных видах художественной деятельности:

  • изобразительной (работа с гуашью, акварелью, восковыми мелками, сангиной и др.);

  • конструктивной (работа с пластилином, глиной, белой и цветной бумагой, природными материалами и т.п.);

  • декоративной (создание и украшение предметов декоративно - прикладного назначения или их эскизов);

• музыкальной (получение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой);

• художественно - речевой (формирование умения воспринимать на слух произведения разных жанров, чувствовать, чувствовать стихотворный ритм, авторское отношение к тому, о чем рассказывается в произведении, сознавать способы передачи настроения героев, состояния природы).

Приобщение к мировой и национальной культуре ориентирует педагога и ре­бенка на то, что перед ними произведения искусства, которые раскрывают богатст­во окружающего мира и человеческих отношений, учат видеть прекрасное в жизни. Понимание художественного образа детьми предполагает овладение знаниями в области языка того или иного вида искусства. Важно познакомить ребят с тем, что слово в литературном произведении является главным средством создания художе­ственных образов (как в музыке - интонация и мелодия, в изобразительном искус­стве - форма и цвет), при этом писатели и поэты используют разнообразные средст­ва выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры.

Постигая язык одного искусства, например, музыки, ребенок в сравнении с ней осваивает семантику, выразительный смысл произведений других искусств. При этом, что весьма существенно, язык других искусств (живописи, художествен­ного слова), осваивается в сравнении с музыкой по основанию, которое представля­ет собой эмоцию, переживания, чувственный образ. В результате ребенок неравно­душно, эмоционально, оценочно постигает выразительный смысл языков других искусств, "вживается" в художественные образы, находит в них личностный смысл.

Необходимо отметить, что если на первом этапе работы музыкальные произ­ведения, произведение живописи мы выстраивали по принципу контраста, то впо­следствии дети слушали произведения с постепенным уменьшением контрастности образов, чтобы научится различать оттенки каждого из них на основе языка ис­кусств.

Подводя итоги можно сказать: методика работы строится так, чтобы средст­вами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать сни­жению напряженности, скованности. А полученные ребенком знания, умения и на­выки являются не целью, а средством приобщения его к мировой и национальной культуре, собственного художественного творчества.

Содержание технологии обуславливает выбор методов профессиональной деятельности педагогов (по P.M. Чумичевой)

Первая группа методов ориентированна на то, чтобы ребенок усвоил эстети­ческие ценности произведений (эмоциональную сторону произведения), способы проявлений разнообразных эстетических эмоций (удивление, восторг, восхищение, радость, сопереживание и т.п.).

Вторая группа - на овладение языком того или иного вида искусства, на вос­приятие выразительно - изобразительных средств (цвет, композиция, ритм, мело­дии, темп, эпитеты, образные сравнения), на установление взаимозависимости меж­ду содержанием и средствами выразительности.

Третья группа - методы, направленные на художественно - творческое разви­тие личности ребенка.

Используя перечисленные методы, мы осуществляем органическое слияние и одномоментное воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы воспри­ятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, сло­ва и осознание им мира культуры.

Технология предполагает использование интегративных, занятий, бесед, раз­влечений, праздников. Особое внимание уделяется интегративным занятиям, в про­цессе которых задачи решаются посредством нескольких видов художественной деятельности.

Данная форма проведения занятий плодотворна лишь при полном контакте педагога с детьми, знании взрослыми индивидуальных особенностей каждого ре­бенка, при гибком планировании педагогом системы своей работы с группой воспи­танников, когда в зависимости от особенностей восприятия музыки, изобразитель­ного искусства детьми, каждым ребенком в отдельности на ходу корректируется весь задуманный сценарий занятия.

Основным видом деятельности, в рамках которой проводится занятия, являет­ся игра: игра - занятие, игра - сказка, игра - путешествие.

Содержание технологии нашло отражение в художественно - эстетической среды, которая создавалась на основе двух составных минисред: культурно - позна­вательной и индивидуально - творческой.

Культурно - познавательная среда представлена пространством, которое за­полнено произведениями искусства, позволяющими ребенку соприкасаться с красо­той, законами его со средствами выразительности искусств и обеспечивает подго­товку к усвоению культурно - сенсорных эталонов (цвет, форма, звук и т.п.), отра­женных в художественном образе.

Индивидуально-творческая среда позволяет ребенку самостоятельно реализо­вать свой творческий потенциал, входить в образ художника, музыканта, поэта, осуществлять художественно — творческий процесс (рисование, музыкальную и словесную импровизацию).

Социокультурное пространство развивающей среды должно позволять ребен­ку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и язык искусства, реализовывать познавательно- эстетические и культурно-коммуникативные потребности.

Развивающий эффект художественно - эстетической среды зависит также от характера общения педагога с ребенком, от ситуации, заданий, способов, побуди­тельных мотивов: свободный выбор, проблемная ситуация, неожиданности, воз­никшие в художественно - эстетической пространственно - предметной среде, ко­торые стимулируют общее и художественно - эстетическое развитие ребенка, его творческое мышление, самостоятельность.

Следует отметить качественные изменения, произошедшие в деятельности и поведении детей: наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному; понимание языка эмоций (сопереживание, сочувствие), отраженных в произведениях искусства и реальных отношениях; приобретение на­выков художественного восприятия различных видов искусства, начальные пони­мания особенностей их образного языка, развитие фантазии, воображения, прояв­ляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности; усвое­ние нравственно - эстетических ценностей и стремления ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.

Познание и реализация воспитателями и специалистами данной технологии способствовало развитию у педагогов компетентности, умения работать с новой информацией, оценивать свою профессиональную деятельность с позиции резуль­тативности творческих проявлений детей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шахназарян Нонна Юрьевна

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Формирование творческой личности через ручной труд "
    ["seo_title"] => string(58) "formirovaniie-tvorchieskoi-lichnosti-chieriez-ruchnoi-trud"
    ["file_id"] => string(6) "161413"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422210131"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в свете ФГОС""
    ["seo_title"] => string(56) "trudovoie-vospitaniie-doshkol-nikov-v-dou-v-svietie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "284321"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453969942"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи."
    ["seo_title"] => string(117) "osobiennosti-orghanizatsii-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-dietiei-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250392"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447076831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства