Слайд 1
Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников.
Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недостатков является необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Дошкольников учат лишь отвечать на вопросы и задавать их. Другим видам диалогических реплик (сообщению, побуждению и реакциям на них) внимания не уделяется, хотя без них не может быть полноценного диалога.
Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности многих игр используются в этом процессе не в полной мере.
Слайд 2
Диалог — это смена высказываний (реплик), связанных между собой одной темой. Для ведения диалога характерно выполнение правил,
- соблюдение очередности в разговоре;
- необходимость выслушивать собеседника, не перебивая;
- поддерживать общую тему разговора.
Слайд 3
Выделяют три вида диалогических единств: «вопрос – ответ», «сообщение – реакция на сообщение», «побуждение – реакция на побуждение».
Диалогическое единство - сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплика, которая начинает диалог (стимул), и ответной реплики (реакции).
Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.
Слайд 4
Этапы использования игр и игровых приемов
1 этап – заимствование готовых диалогических реплик
ПРИМЕР
Диалогическое единство «вопрос-ответ» в потешках, стихотворениях.
Здесь дети усваивают по ролям различные вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.
- Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
Диалогическое единство «побуждение – реакция на побуждение»:
В этом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения.
- Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!
- Отчего не поскакать? Поскачу!
- Лапкой, зайка, постучи- постучи!
-Отчего не постучать? Постучу!
Диалогическое единство «сообщение–реакция на сообщение»:
С.Маршак «Перчатки», Е. Благинина «Мороз»:
-Морозы жестокие в этом году!
Тревожно за яблоньки в нашем саду!
-Тревожно за Жучку. В ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Здесь каждые две строчки содержат законченное суждение. Разыгрывая это стихотворение поочереди, дети обмениваются друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему.
Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх.
Вопрос-ответ
(игры «Почта», «Фанты», «Краски», «Коршун»)
ПРИМЕР
«Краски»
Цель: учить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:
- Тук-тук!
- Кто там? – Покупатель
- Зачем пришел? – За краской.
- За какой? – За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
- сообщение – реакция на сообщение: «Садовник», «Пчелки и ласточки», «А мы просто сеяли»
ПРИМЕР
Реплики из пары побуждение – реакция на побуждение
(стихотворения, словесные игры «Передай письмо», «Волшебный ключ»)
ПРИМЕР
Усатый-полосатый(Отрывок из стихотворения С.Маршака)
Стала девочка учить котенка говорить:
- Котик,скажи мя-чик.
- А он говорит: «Мяу!»
-Скажи: ло-шадь.
А он говорит: «Мяу!»
-Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: «Мяу- мяу!».
Все «мяу» да «мяу».
ПРИМЕР
Подвижные игры
«Барашек»
Цель: учить детей выражать побуждение и реагировать на него
Ход игры
Играющие встают в круг, барашек внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:
- Ты барашек серенький,
С хвостиком беленьким!
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили.
Ты нас не бодай.
С нами поиграй!
Скорее догоняй!
По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек ловит их со словами: «Догоню-догоню».
Таким образом, воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.
На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными).
Средства: театральные игры, пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений, режиссерские игры по мотивам произведений
Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары.
ПРИМЕР
Вопрос-ответ
(дидактические игры, которые в которых дети конструируют диалоги)
Игра «Что в чудесном мешочке?
Цель: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности
Материал. Мешочек, какой–либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (мыло); мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.
Ход игры
Игра может проводиться в дополнение к занятию.
Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по-очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задавал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!
Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку кто попросит.
Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.
В конце игры подсчитывается число полученных фишек.
Сообщение – реакция на сообщение
ПРИМЕР:
Неладно скроен, да крепко сшит (К.Ушинский) – может быть инсценировка
Беленький, гладенький зайчик ежу:
-Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!
- Правда, - отвечает еж, но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул. (самостоятельное продолжение от ребенка)
Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Можно использовать народные сказки и произведения писателей:
«Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г.Остера,
«Божья коровка», «Неладно скроен, да крепко сшит» К. Ушинского
«Спор животных» (русская народная сказка)
«Приключения Мишки Ушастика» Ч. Янчарского
Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли (кукольные и игровые) детей младших групп, устроить театральные посиделки.
ПРИМЕР
Хочу быть слоненком
( Г.Остер)
Было очень жарко, и все сидели на берегу озера.
-Я, - сказала мартышка, могу быть акробатом в цирке.
- А я, похвастался попугай, - могу магнитофоном.
-А я могу канатом на корабле, - сказал удав.
- А ты кем можешь? – спросили слоненка. Слоненок думал-думал и ответил:
- Я могу слоненком.
- Подумаешь! Стали все смеяться. – Ты и так слоненок. Это неинтересно.
- А вот и интересно, - обиделся слоненок.
Он пошел в зоопарк и устроился работать слоненком. И оказалось, что действительно интересно. Не верите – сходите, посмотрите.
На данном этапе также можно учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.
На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры – импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.
Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких словесных играх, как «Да и нет»,«Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков», «Ты мне – я тебе».
ПРИМЕР
«Да и нет»
Цели: Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности..
Материал. Семь-восемь предметов различного назначения –игрушки, предметы быта, овощи, одежда.
Ход игры
Предметы раскладываются на столе.
Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы. Чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?
Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.
Это предмет нужен в хозяйстве?
- его едят?
- его надевают на тело?
- Он лежит посередине стола он лежит рядом с…?
- Он круглый? Он коричневый? И т.п.
Нужно придерживаться определенной логики:
-от назначения предмета
– к его расположению
- к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать отгадку.
«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».
Участие в подобных играх требует от дошкольников усилия памяти, мысли, активизации знаний детей о предметах, природе, родном городе.
Игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:
-формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);
- отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.
Слайд 5
Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.
8