Просмотр содержимого документа
«Технология «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с ОВЗ»
Технология «Сторителлинг»
для развития речи и воображения дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья
«Ни один наставник не должен забывать,
что его главнейшая обязанность состоит
в приучении воспитанников к умственному труду
и что эта обязанность более важна,
нежели передача самого предмета»
К.Д.Ушинский
Проблема развития речи у детей дошкольного возраста остается острой по сей день. Работая с детьми с задержкой психического развития, постоянно нахожусь в поиске новых методов, приемов, форм для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, пополнения словарного запаса и развития воображения у детей данной категории. Два года назад меня заинтересовала интерактивная технология «Сторителлинг», в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». «Сторителлинг» был изобретен и апробирован Дэвидом Армстронгом, главой международной компании Armstrong International.
Целью технологии является захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течении всей истории; вызвать симпатию к герою; донести основную мысль истории.
Технология «Сторителлинг» лежит в основе игры «Кубики историй», которая оказалась более подходящей под уровень развития детей с задержкой психического развития.
Работу начала с подбора кубиков со знакомыми для детей картинками. Сначала было всего три кубика. Кубики были самодельные: на деревянные кубики наклеивались разные картинки. Затем количество кубиков увеличилось и разнообразились картинки для представления. Сейчас я приобрела оригинальные «Story cubes» - кубики историй, 9 штук, а также «Речевые кубики» через сеть Интернет.
В чем же заключается техника рассказа историй и что необходимо учесть при их сочинении?
Учитывайте возраст и уровень развития речи детей.
Рассказывайте историю доступным для детей языком.
Начиная сочинять историю, подумайте, как визуально передать атмосферу событий, как раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.
Соблюдайте очередность действий рассказчика (вспышка – начало действия; развитие событий – путешествие героя; кульминация – разрешение проблемы; краткое заключение – вывод).
Выберите жанр рассказа: сказка, смешная история, детектив или другое.
В моей копилке использования технологии имеются фразы, которые помогут начинающим педагогам.
Начало истории: однажды…; дело было так…; в одном королевстве…; как-то раз…; это было прошлым летом…; давным-давно…
Середина истории: вдруг…; один раз…; а навстречу…; решил он(она)…; та он(она) встретила…
Конец: стали они жить поживать…; так они жили и не тужили…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец; вот и сказка вся.
В своей работе при обучении рассказыванию историй я опираюсь на принципы, которые вывели американские специалисты Чип и Дэн Хиз. Они называют хорошей историей «прилипчивую» историю, которую легко воспроизвести. Вот эти принципы:
Простота. Сюжет должен быть простым, похожим на сказку.
Неожиданность. Ребенок непременно заинтересуется сюжетом, когда он чего-тоне знает, но хочет знать.
Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам.
Реалистичность. Дети должны поверить в историю.
Эмоциональность. Зависит от рассказчика, насколько он сам эмоционален и выразительна ли его речь.
Анализируя эффективность использования технологии «Сторителлинг» в коррекционной работе с детьми, я сделала следующие выводы:
- деятельность детей стала более разнообразной;
- повысился интерес ребят к деятельности;
- у детей отмечается положительная динамика развития психических процессов (внимания, памяти, воображения, логического мышления и речи).
Горбовская Ирина Михайловна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 5»,