kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Куклотерапия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Куклотерапия -это метод лечения,воспитания  и обучения детей с помощью кукол и кукольного театра. Как направление арт-терапии куклотерапия рассматривает куклу через призму различных аспектов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Куклотерапия"»

Куклотерапия — это метод лечения, воспитания и обучения детей с помощью кукол и кукольного театра.

Пришли куклы к нам из глубины веков. Исключительная их жизнестойкость обусловлена несколькими важными факторами. Начнем с того феномена, что кукла - это странное создание, которое находится на грани живого и неживого, одушевленного и неодушевленного. Никто не может с уверенностью отнести ее к какой-либо из этих групп. М.Е. Салтыков-Щедрин справедливо в свое время утверждал, что из всех существующих в мире тайн тайна куклы является самой загадочной. Не случайно в былые времена люди использовали кукол не как игрушки и забавы для детей, а как магический артефакт: первые куклы, которые появились на земле, считались воплощением божественного. Люди верили, что эта человекоподобная фигурка обладает таинственными и мистическими возможностями. Люди верили, что эта человекоподобная фигурка обладает таинственными и мистическими возможностями.

По словам археологов, первыми куклами на земле стали фигурки, сделанные из золы. Для изготовления «золовых» кукол наши предки собирали золу из кострищ и перемешивали ее с водой. Из получившейся смеси скатывали шарик, к которому затем прикрепляли тканевую юбку. Получалась фигурка, отдаленно напоминающая женщину. Ее называли Бабой. Считалась она оберегом женщины, а также дома и всего рода. Разумеется, хозяева берегли ее как зеницу ока. А как иначе? Разве можно потерять или испортить оберег и самому при этом остаться живым и здоровым? Показательно, что тысячелетия спустя Шарль Перро назовет одну из своих героинь Золушкой, от слова «зола». Не только из золы делали кукол-обереги. Женщины, остригая, не выбрасывали волосы, а скручивали их в человекоподобную фигурку. Таких обережных кукол детям в руки не давали.

Подобных неигровых кукол было множество у всех народов мира. Например, в некоторых азиатских странах специальных кукол использовали в исцеляющих обрядах. Если человек заболевал, то сначала при помощи особых ритуалов на куклу «сбрасывали» все хвори ее владельца, а затем эту куклу сжигали, опять же сопровождая все действа таинственными обрядами. В Японии поступали по-другому. Куклу, на которую были «сброшены» все болезни и невзгоды, не сжигали, а сажали в бумажный кораблик и отпускали плыть по реке. Считалось, что когда бумажный кораблик размокнет и вместе с куклой утонет, то вместе с ними уйдут на дно речное и все болезни человека.

Похожая традиция существовала и у славян Куколку Купавку опускали в воду, а к ее ручкам привязывали тесемки, ленточки, ниточки, - каждая из которых символизировала собой какое-либо человеческое недомогание. Купавка уплывала, и верили наши предки, что болезни уплывали вместе с ней. В Удмуртии есть свой обычай, связанный с куклами: из вещей больного человека изготавливали куклу, а затем уносили ее в лесную чащобу-глухомань и оставляли там с наказом вылечить больного.


На Руси существовало очень много традиций, связанных с куклой. Она встречала наших предков сразу же по рождению - тряпичную куклу обязательно клали в постель роженице для облегчения родов, а затем дарили ее новорожденному для защиты от потусторонних сил и различной нечисти. Когда девушка выходила замуж, ей опять же дарили куклу, чтобы уберечь ее от бесплодия. Затем, когда приходило время рожать, куклу снова клали женщине в кровать для облегчения родов, чтобы потом передать куклу ребенку, - круг замыкался.

Вот лишь некоторые из магических славянских кукол.

  • Берегиня сна - кукла с крыльями, которыми она, по поверьям,
    отгоняла злых духов.

Кукла - «десятиручка». Это кукла с множеством рук. Считалось, что
она помогает женщинам управляться по хозяйству. Ее дарили девушке на свадьбу, так как верили, что когда «десяти ручка» находится в доме, то у хозяйки все будет ладиться, и везде она будет успевать.

• А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу «зерновушку» («крупеничку»). Такую куклу делали сразу же после сбора урожая. Верили, что она приносит в хозяйство богатство. В основе куклы - «зерновушки» всегда находился небольшой мешочек, наполненный зернами. Притом зерна в мешочек клали самые разные: и пшеницу, и рожь, и овес, и гречиху…. Верили, что с такой куклой зерновых в хозяйстве будет в избытке, а, значит, семья не будет голодать. Еще одной важнейшей функцией «зерновушки» считали наделение женщины чадородием и избавление ее от болезней. Потому «зерновушку», как правило, дарили невесте, чтобы обеспечить молодую семью потомством.

Еще в русских деревнях верили, что все болезни на людей насылают 12 злобных дочерей царя Ирода и царицы Жупелы, невидимые, но коварные «сестры-лихоманки», лиходейки. Попросту говоря, лихорадки. Чтобы защититься от злодеек, люди опять прибегали к помощи кукол. Из старых лоскутков они изготавливали двойников кукол-лихоманок. И каждой из кукол давали имя одной из лиходеек:

Лихорадка, Лихоманка, Трясуха, Огневица, Кумоха, Китюха, Желтуха, Бледнуха, Ломовая, Маяльница, Знобуха, Трепуха. После этого кукол развешивали по дому и верили, что они сберегут семью от болезней. Каким же образом? Очень простым. Придут лихоманки в дом и увидят, что тут уже водятся их сестрицы. И уйдут восвояси, не тронув хозяев.

В древней Элладе девочки играли с куклами до тех пор, пока не выходили замуж. Во время же свадебной церемонии юные гречанки приносили всех своих кукол вместе с их одеждой и аксессуарами в дар мифическим обитательницам Олимпа Гере, Артемиде или Афродите.

В театрах во времена античности в роли богов выступали куклы.

В ХVII веке великосветские дамы считали хорошим тоном иметь у себя

пару куколок с роскошным гардеробом.

Куклы носили название - большая и малая Пандора. Большая Пандора

всегда была облечена в роскошный выходной наряд, а малая - в милое

домашнее утреннее платьице (неглиже).

До середины XIX века куклы изображали лишь взрослых женщин. Позднее

немецкие кукольных дел мастера придумали кукол-детей.

Но будет ошибкой считать, что в старину дети в куклы не играли. Играли. Были куклы и для детей. На Руси одной из первых кукол, которые появились у детей, была кукла «стригушка». Ее делали из скошенной травы.

Появилась она из-за особенностей быта: женщины во время летней страды работали в поле наравне с мужчинами, и оставлять малых детей дома было зачастую не с кем. Приходилось брать малютку с собой. Но ребенку в поле скучно - лежи себе, да смотри в небо. Чтобы ребенку было чем заняться, с чем поиграть, мама и делала ему «стригушку», куклу из полевой травы. Нередко женщины вплетали в нее лечебные травы. Еще одна кукла, которую изготовляла мать для своего дитя - это тряпичная кукла, которая изготовлялась без ножниц и иглы. Это делалось для того, чтобы жизнь ребенка была счастливая, а не «резаная и колотая».

Такую куклу делали еще до рождения ребенка и клали ее в колыбельку, чтобы куколка ее согревала. После рождения малыша куклу подвешивали над колыбелью, чтобы она хранила кроху от недоброго глаза. Когда ребенок подрастал, то он с ней и играл.

Уже с пяти лет крестьянские девочки сами начинали делать себе из лоскутков матерчатую куклу. Эта кукла имела женскую фигуру - у нее была грудь, а также наряд из пестрых лоскутов и подходящая к статусу прическа: если кукла была «девой», то у нее была коса с лентой, кукла «баба» (замужняя женщина, мать семейства) уже имела женскую прическу. И наряды у кукол были соответствующие.

А вот лица у куклы не было, лишь белая материя без глаз, носа и рта. Иногда «лицо» вышивали или рисовали угольком, но все же предпочитали обходиться безликими куклами, так как они считались недоступными для вселения в них злых сил. По старинным поверьям нечистая сила может проникнуть в человека (а также в животное или в куклу) через глаза, рот, нос или уши. И люди верили, что если нечисть проникла в куклу, то кукла может ожить и навредить ребенку. А безликая кукла безвредна. Она может принести ребенку только радость.

С развитием науки вера в сверхъестественную силу куклы сходила в народе на нет. И куклы-обереги стали уходить из народного быта. С развитием промышленности стали вытесняться из обихода и самодельные куклы. Их место заняли куклы, изготовленные на фабриках. Они и стали незыблемым атрибутом детства и детской культуры. А взрослые перестали воспринимать кукол как сакральные предметы: теперь в их глазах это только детская забава, развлечение для малышей.

Так продолжалось до тех пор, пока на кукол не обратили пристальное внимания психологи.






Благодаря им кукла превратилась в настоящего целителя и стала центральной фигурой одного из направлений арт-терапии - куклотерапии. Именно в куклотерапии кукла раскрыла всю свою добрую магическую силу - проявила себя и лекарем, и воспитателем, и учителем. Правда, все это для куклы становится возможным при одном непременным условии — если она попадет в добрые руки. Но других рук у куклотерапевтов и не бывает. Куклотерапия как направление арт-терапии.

Куклотерапия как отдельное направление начала формироваться в 20-х годах прошлого века.

«Отцами основателями» современной куклотерапии считаются М. Кляйн и М.Райт. Последний, например, использовал кукол для того, чтобы дети легче переносили, прививки и чтобы у них на почве страха не развивался невроз.


В Россию куклотерапия пришла лишь в конце XX века. Это не помешало российским исследователям внести в куклотерапию свой весомый вклад. Сегодня в куклотерапии существует мнгожество разнообразных методик. Но при всем своем многообразии они основаны на исключительной роли куклы. Ребенок воспринимает куклу даже не как предмет игры, а как реального друга, вернее, как равного партнера для общения. Кукла, по мнению ребенка, все понимает. Именно поэтому с ней намного легче переживаются всякие жизненные невзгоды. Именно поэтому кукла имеет такое огромное значение для психологического развития ребенка.

Как направление арт-терапии куклотерапия рассматривает куклу через призму различных аспектов. По мнению арт-терапевтов, одна из главнейших задач куклы - обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. Это нужно по двум причинам:

  1. Ребенку легче раскрыться, спрятав свое «я» за куклой, у него возникает
    впечатление, что за все сказанное ответственность будет нести кукла,
    не он.

  2. Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, выразить
    то, что происходит в его жизни: какие чувства он испытывает и как
    относится к окружающим. Не зря говорится, что «игра ребенка
    является его языком, а игрушки - словами».

При этом с образом куклы в сознании ребенка происходят самые разнообразные метаморфозы. Благодаря процессу идентификации ребенок начинает отождествлять себя с любимой игрушкой. Благодаря процессу проекции — он приписывает ей свои мысли и чувства, особенно, если эта игрушка беспола. Не нужно забывать и о процессах сублимации и замещения. Эти два сложных психологических процесса также учитываются в куклотерапии.

В результате общения с куклой малыш учится очень многому:

  • овладевает необходимыми навыками общения (приобретает
    неоценимый опыт социального взаимодействия).




  • Это происходит за счет того, что ребенок учится понимать других людей и правильно выражать свои собственные чувства, у него происходит расширение репертуара самовыражения;

  • развивает свои природные способности, а также образное мышление,
    память, самоконтроль и способность к концентрации внимания;

  • в сознании ребенка происходит формирование позитивных установок;

  • происходит становление психосексуальной идентичности.

В Россию куклотерапия пришла лишь в конце XX века. Это не помешало российским исследователям внести в куклотерапию свой весомый вклад.

Сегодня в куклотерапии существует множество разнообразных методик. Но при всем своем многообразии они основаны на исключительной роли куклы. Ребенок воспринимает куклу даже не как предмет игры, а как реального друга, вернее, как равного партнера для общения. Кукла, по мнению ребенка, все понимает. Именно поэтому с ней намного легче переживаются всякие жизненные невзгоды. Именно поэтому кукла имеет такое огромное значение для психологического развития ребенка.

Как направление арт-терапии куклотерапия рассматривает куклу через призму различных аспектов. По мнению арт-терапевтов, одна из главнейших задач куклы - обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться с взрослым посредством куклы. Это нужно по двум причинам:

  1. Ребенку легче раскрыться, спрятав свое «я» за куклой, у него возникает
    впечатление, что за все сказанное ответственность будет нести кукла,
    не он.

  2. Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, выразить
    то, что происходит в его жизни: какие чувства он испытывает и как
    относится к окружающим. Не зря говорится, что «игра ребенка
    является его языком, а игрушки - словами».

При этом с образом куклы в сознании ребенка происходят самые разнообразные метаморфозы. Благодаря процессу идентификации ребенок начинает отождествлять себя с любимой игрушкой. Благодаря процессу проекции — он приписывает ей свои мысли и чувства, особенно, если эта игрушка беспола. Не нужно забывать и о процессах сублимации и замещения. Эти два сложных психологических процесса также учитываются в куклотерапии.

В результате общения с куклой малыш учится очень многому:

  • овладевает необходимыми навыками общения (приобретает
    неоценимый опыт социального взаимодействия). Это происходит за счет
    того, что ребенок учится понимать других людей и правильно выражать
    свои собственные чувства, у него происходит расширение репертуара
    самовыражения;

  • развивает свои природные способности, а также образное мышление,
    память, самоконтроль и способность к концентрации внимания;

  • в сознании ребенка происходит формирование позитивных установок;



Из-за общего улучшения душевного равновесия налаживается и общий тонус, оптимизируется самочувствие, вследствие чего в организме происходят благоприятные сдвиги в обмене веществ. Рабочими инструментами куклотерапевта являются куклы. Куклы исполняют роль своеобразной ширмы, за которой могут спрятаться (в психологическом плане) и ребенок, и сам психотерапевт. Куклотерапевт прячется за куклу для того, чтобы малыш в процессе занятий считал, что беседует не со взрослым человеком, не с педагогом, а с более понятным и близким ему существом, со своей старой и закадычной подругой - куклой. А ей можно открыть душу, высказать и выплакать наболевшее. В результате ребенок почти перестает обращать внимание на тот факт, что общается он не только и не столько

со взрослым человеком, со специалистом.

Ребенку в некоторых случаях тоже свойственно «прятаться» за куклу. Это помогает ему сначала как бы отделиться от самого себя, а затем раскрыться, исповедаться и через эту исповедь исцелиться. Современные психологи уверены, что лучше не напрямую обсуждать с маленькими детьми их проблемы, а показать на примере куклы, как эту проблему можно решить. Для детей это будет увлекательно, интересно и безболезненно.

Для этого существует множество методик. Диагностическая методика, «Какая игрушка тебе ближе?» На столе разложено множество игрушек. Игрушки все разные:

зайчонок, волк, куклы (мужчина, женщина, мальчик, девочка, младенец). Баба Яга, клоун и странного вида фигура, напоминающая «глазастый» куб.

Ребенку предлагается выбрать ту игрушку, которая ему больше нравится. Куклотерапевту о многом скажет тот факт, какая из игрушек ребенку приглянулась больше - ведь малыш выберет ту игрушку, которая окажется, созвучна его душе. После того, как ребенок сделает свой выбор, взрослый начинает задавать вопросы кукле, но говорить за нее, «озвучивать мысли» должен будет ребенок. Примерные вопросы:

  • ты кто?

  • где ты живешь?

  • с кем ты живешь?

  • большой ты или маленький?

  • твои любимые занятия?

  • ходишь ли ты в детский сад?

  • если бы у тебя была возможность не ходить в детский сад, ты
    продолжал бы его посещать?

  • есть ли у тебя друзья?

  • во что вы играете?

  • кто обычно выигрывает?

  • ты расстраиваешься, если проигрываешь?

  • о чем бы ты попросил волшебника?

Это вопросы на тот случай, если ребенком была выбрана кукла, изображающая человека. Если же была выбрана игрушка-животное, то к этим вопросам добавляются еще некоторые:

• у вас в лесу есть кто-нибудь страшный?

  • чем ты питаешься?

  • за тобой кто-нибудь гоняется?

  • тебя кто-нибудь защищает?

В процессе разговора взрослый может предложить ребенку выбрать другую игрушку, с тем, чтобы ребенок попробовал сыграть другие роли.

«Куклы с разными лицами» (применяются куклы из набора «Азбука настроения») — это еще одна весьма популярная куклотерапевтическая методика. Ее используют для развития эмоциональной сферы ребенка, а также, чтобы научить малыша эффективным способам межличностного взаимодействия. Для нее требуется специальный набор из шести почти одинаковых перчаточных кукол, отличающихся друг от друга выражением лица: злое, грустное, испуганное, удивленное, спокойное и радостное.


Вариантов их использования множество:


  • Ребенок берет двух кукол и надевает их себе на обе руки. Теперь его
    задача такова: с интонациями, подходящими к выражению кукольных
    лиц, произнести абсолютно нейтральные фразы, например, «Светит
    солнце» или «Наступила весна». Естественно, что кукла с испуганным
    личиком и куколка с грустным личиком «произнесут» эти фразы
    совершенно по-разному - грустно или удивленно, тревожно или
    спокойно.

  • Детям необходимо придумать историю, подходящую к выражению
    лица одной из кукол. Затем эту историю ребенку нужно зарисовать.

  • Дети прослушивают какое-либо музыкальное произведение, а затем
    выбирают куклу, подходящую к музыке по настроению.

  • Педагог читает детям стихи и просит выбрать походящую к их
    настроению куклу.


В этой своеобразной куклотерапевтической методике используется объемная конструкция, нечто вроде ящика средних размеров. Только вместо передней стены у него рама, зато задняя украшена какой-либо картиной, изображающей интерьер или пейзаж.

Театрализованные кукольные представления.

Самая распространенная куклотерапевтическая методика - театрализованные кукольные представления.

Куклотерапия немыслима без театрального начала так же, как без метафоры немыслима сказкотерапия. В результате и саму куклотерапию часто понимают как «лечение» театром или «коррекцию» поведения через кукольный театр. Но этот кукольный театр необыкновенный! Этот театр лечит, этот театр учит, этот театр, который позволяет посмотреть на себя со стороны.

Чаще всего на сцене этого волшебного театра ставятся сказки, но, как и в сказкотерапии, сказки особые. В них должно рассказываться о проблемах, волнующих ребенка, и о том, как эти проблемы можно разрешить.

На сцене, травмирующая ребенка ситуация будет представлена метафорически, иносказательно, а ребенок, «проиграв» ее в безопасной для себя форме, сделает необходимые выводы.

В театрализованном представлении кукла также может научить ребенка правильно себя вести в тех или иных жизненных обстоятельствах или при потенциально опасных для жизни ребенка моментах. Это весьма доходчиво благодаря наглядности. В результате репетиций одно и то же жизненное правило ребенок повторяет многократно и это еще больше усиливает эффективность куклотерапии.

Полезной психотренировкой для робких и нерешительных детей является еще и то, что кукольные представления им придется давать перед зрителями, и здесь неважно, насколько многочисленной будет зрительская аудитория.

Кукла, изображающая забавное существо или сказочного героя, может стать спутником детей в страну знаний, осваивая вместе с ними правила и основы.

Согласно данным нейропсихологических исследований, активная речь ребенка напрямую связана с развитием тонких движений пальцев. При работе с куклами ребенку волей-неволей приходится их совершать, что и способствует упорядочению, согласованности и развитию речи.

Кукла не только отвлекает ребенка от его речевых затруднений, но еще и помогает исправить речь: говоря за куклу, ребенок совсем по-другому начинает относиться к собственной речи.


В случае речевых ошибок ребенка педагог поправляет не его, а куклу. Такое опосредованное обращение намного эффективнее, чем прямые указания, помогает ребенку справиться с речевыми ошибками.

Роль куклы неоценима с точки зрения оказания детям завуалированной Помощи, когда, например, в случае того или иного затруднения ребенку помогает не кукла, а говорящий за нее педагог.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Тема: "Куклотерапия"

Автор: Твердякова Олеся Николаевна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Статья на тему: "Метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи""
    ["seo_title"] => string(93) "statianatiemumietodkuklotierapiivkorriektsionnoirabotiesdietmiimieiushchiminarushieniiariechi"
    ["file_id"] => string(6) "288431"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454616988"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Использование метода куклотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-mietoda-kuklotierapii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "147830"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419504852"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "урок формирования элементов математических представлений на тему "Как помочь Буратино""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_formirovaniia_eliemientov_matiematichieskikh_priedstavlienii_na_tiemu_kak_p"
    ["file_id"] => string(6) "356469"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478561296"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "урок на тему "Как помочь Буратино""
    ["seo_title"] => string(33) "urok_na_tiemu_kak_pomoch_buratino"
    ["file_id"] => string(6) "356470"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478561690"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Взаимосвязь педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов"
    ["seo_title"] => string(136) "vzaimosviazpiedaghoghapsikhologhaiuchitielialoghopiedavkorriektsionnorazvivaiushchiemprotsiessiesispolzovaniiemnietraditsionnykhmietodov"
    ["file_id"] => string(6) "276979"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452820325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства