Просмотр содержимого документа
«Темпо-ритмические упражнения.»
Темпо-ритмические упражнения, игры-имитации и движения, сопряженные с речью
Буратино
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети повторяют за учителем все движения.)
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Гуси
Учитель предлагает детям быть гусями, которые пасутся, щиплют травку (у доски). За партами их домик.
Тега-тега-тега!
Гуси белые, гуси серые,
Ступайте домой!
Гуси шеи длинные вытянули,
Лапы красные растопырили,
Крыльями машут,
Носы раскрывают.
Весёлые гуси
Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый другой белый,
Два веселых гуся.
Вытянули шеи-
У кого длиннее!
Один серый другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой пропали гуси!
Один серый. другой белый-
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе-
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Если нравится тебе
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так ( 2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так ( 2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
Если нравится тебе, то ты покажи.
Если нравится тебе, то делай все.
Карусели
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!
Зарядка
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись,
Сбрось с себя ночную лень-
Впереди рабочий день!
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Зарядка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание),
Прыгать и скакать (10 прыжков).
На зарядку! На зарядку!
Просыпайтесь по порядку.
Руки, ноги, голова!
Раз-два, раз-два!
На зарядку! На зарядку!
Достаю ладошкой пятку!
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Мы тоже можем так
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз! Направо раз1
Мы тоже можем так.
Чтоб стать похожим на орла
И запугать собак,
Петух расправил два крыла …
Мы тоже можем так.
(Дети вытягивают руки, плавно поднимают и опускают их.)
Пастух в лесу трубит в рожок –
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок…
Мы тоже можем так.
(Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягиваютуказательные пальцы, изображая заячьи уши, прыгают на месте.)
Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг…
На двух ногах, на двух руках.
Мы тоже можем так.
(Дети становятся на четвереньки, двигаются сначала в одну, потом в другую сторону.)
Конь через мост идет шажком …
Мы тоже можем так.
(Дети изображают лошадок, бегут в одну сторону рысцой, потом шагом.)
Теперь пора и отдохнуть,
Устали как-никак.
Поесть, попить и снова в путь …
Мы тоже можем так.
(Все приседают и движениями показывают, как наливают чай, размешивают сахар ложечками, нарезают бутерброды, потом пьют, едят, а после этого (возможны варианты) начинают снова работать)
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами, Мы топаем ногами:
Мы хлопаем руками, Топ-топ-топ.
Киваем головой. Мы руки опускаем:
Мы руки поднимаем, Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки опускаем, Мы руки разведем
Мы кружимся потом. И побежим кругом.
Ножки
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке…
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Где мы живем,
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай!» -
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
(Все слова дети сопровождают движениями.)
Обезьянки
Лучшие качели Кто весь век качается,
Гибкие лианы. Да-да-да!
Это с колыбели Тот не огорчается
Знают обезьяны. Никогда!
Ученики слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед- назад (качели). Когда говорят: «Да-да-да!» – хлопают, произнося две последние строчки – прыгают.
Поезд
Вот поезд наш едет, Едем, едем, долго едем,
Колеса стучат, Очень длинен это путь.
А в поезде нашем Там мы сможем отдохнуть.
Ребята сидят. Скоро до Москвы доедем,
Чу-чу-чу-чу-чу! Там мы сможем отдохнуть.
Загудел паровоз Вагончики зеленые
И вагончики повез: Бегут, бегут, бегут.
«Чу-чу-чу, А круглые колесики
Далеко я укачу!» Все тук, да тук, да тук.
Дальняя, дальняя,
Дальняя дорога
Вдоль нашей комнаты
Прямо до порога.
Рыбки
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Вороны
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (громко).
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (тихо).
(Дети бегают, размахивая руками как крыльями, произнося стихотворение вместе с учителем. Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают)
Снежинки
(Дети кружатся, делают плавные движения руками.)
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли. Зайчики
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
***
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (детипоказывают).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети показывают).
Раз- два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Кто- то зайку напугал-
Зайка прыг и убежал (дети садятся)
***
Взялись зайцы за бока.
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
(Дети пляшут, положив руки на пояс, имитируют игру в дудку.)
***
Скок- поскок, скок- поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок- скок- скок.
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.
***
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо, сухо, сухо.
***
Зайцы скачут:
Скок- скок- скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Землянику ищем
Мы шли- шли- шли,
Землянику нашли.
Раз, и два, и три, и четыре, и пять,
Начинаем искать опять.
(Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоняясь, надо кончиками пальцев левой руки коснуться правой ноги, правая рука остается на поясе - выдох. Выпрямится - вдох. Собираем землянику. Теперь ягодка у левой ноги - быстро срываем ее. Придется опять наклониться.)
Музыкальная физкультминутка
Эта физкультминутка может быть проведена под музыку в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька».
(Дети поют и делают разные движения)
Заинька, повернись, 2 раза
Серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись.
Заинька, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой.
Заинька попляши,
Серенький попляши, 2 раза
Вот так, эдак попляши.
Коза
Давай, коза, попрыгаем,
попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
подрыгаем,
И ручками похлопаем,
похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
Кулик
Влез кулик молодой Совсем кулик головой поник.
На колоду - бултых в воду. Вспомнил кулик молодой,
Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох. Что у него крылья за спиной,
Влез на колоду и снова в воду. И полетел.
(Дети произносят текст, затем садятся на корточки, обхватывая колени руками и низко опустив голову, повторяют приседания. Затем встают, вытягивают руки с стороны и встряхивают ими. Прыгают на месте, потряхивая руками.)
Кузнец
- Эй, кузнец- молодец,
Захромал жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два - и готово.
(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
(Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую)
Лебеди
Белые лебеди,
Лебеди летели,
И на воду сели.
Сели, посидели
Снова полетели.
Лебеди летят, крыльями машут
Прогнулись над водой
Качают головой.
Очень бесшумно на воду садятся.
Листочки
Мы листочки осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Лесная лужайка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.
Музыканты
(Сначала дети изображают игру на скрипке, потом на барабане)
Я на скрипочке играю,
Тили-тили-тили.
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили-тили.
А теперь на барабане.
Бум-бум-бум,
Трам-трам-трам!
В страхе зайки разбежались
По кустам.
Матрешки
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Лошадки
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
(Руки вперед. Пружинистые движения ног.)
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте!
(плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед).
Хороша водица!
Постучим копытцем!
(Поочередное притопывание то левой, то правой ногой.)
Эй, лошадки! Все за мной.
Поскакали домой. Гоп-гоп-гоп!
(Прыжки на месте).
Хомка
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает.
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз- два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Цветы
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на парту.)
Мороз
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос,
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть
Три медведя
Дети стоят, приготовившись изображать медведя, руки полусогнуты.
Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку.
Поднять полусогнутые руки над головой,
Папа был большой, большой. тянуться кверху.
Мама с ним – поменьше ростом, Руки на уровне груди.
Присесть. Присев,
А сынок – малютка просто. продолжать покачиваться
Очень маленький он был, по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты
в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с
погремушками.
В этом упражнении необходимо учить произносить слова выразительно, в нужный момент менять интонацию и тембр голоса: медведи отличаются размером и характером.