Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы развития творческих способностей у детей.»
Теоретические основы проблемы развития творчества у детей дошкольного возраста.
Творчество - далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Творчество — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
Творить — творчески создавать. До настоящего времени в науке нет однозначного определения термина «Творчество». Его используют для обозначения: - творческого продукта, - творческой деятельности, - творческих способностей.
Термин «творчество» также используют для творческого процесса творческой деятельности:
- творческий процесс рассматривается как переформирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче, чем больше удалены друг от друга элементы новой комбинации, тем более творческим является процесс решения;
- творческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Она предполагает наличие у личности способов, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт,
- умение комбинировать имеющиеся знания для получения необычного образа;
- умение преобразовать известный предмет.
Третья группа — эмоционально - образные:
- умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние человека;
- умение адекватно оценивать себя, свою деятельность, результат творчества;
- умение терпимо относиться к критике умение настойчиво доводить свою деятельность до конца.
Четвертая группа:
- специальные занятия и умения, позволяющие адекватно передавать созданный в воображении замысел в определенном виде деятельности.
Начало исследования воображения и творчества было положено в работах Л. С. Выготского, где он обосновал существование творческого воображения, как самостоятельного психического процесса и показал, что он является отражением окружающей действительности и получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте. По мнению Л. С. Выготского, воображение — основа всякой творческой деятельности. «Умение из элементов создавать
построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества».
Рассматривая творчество как преобразующую деятельность, ученые связывают его с другими психическими процессами: восприятием, мышлением, вниманием, указывают на взаимодействие творчества и эмоции.
Анализируя постановку вопроса о творчестве детей, его возникновением и развитие, Н. А. Ветлугина отмечает различные тенденции в подходе к этой проблеме. С одной стороны, источник творчества видится во внутренних самозарождающихся силах ребенка, иными словами, творческие способности рассматриваются как возникающие спонтанно. С другой, источник развития детского творчества — окружающая жизнь. В связи с этим необходимо создавать соответствующие условия, развивать художественный опыт детей, обучать их примерами творческой работы.
Проявление конструктивного творчества возможно как на этапе замысла, так и на этапе практического его воплощения.
При правильном руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание, - писала Е. А. Флерина, - играет ведущую роль в деятельности человека, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка».
Путь к развитию творчества — овладение навыками. Но нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка какой-либо деятельности, а потом развивать его творческие способности.
«Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков» (Н.А. Ветлугина).
Таким образом, у детей дошкольного возраста наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свой знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.
Основной — показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня, - новизна ее результата. Казалось бы, с этой позиции говорить о творческой деятельности нецелесообразно, поскольку они не создают ничего объективно и принципиально нового. Более того, процесс создания окрашен субъективной позицией творца, его индивидуальностью. Однако отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.А. Ветругина и др.) сумели доказать: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Пример тому - интересные, порой оригинальные рисунки, конструкции, стихотворения. Новизна открытий субъективна. Это первая важная особенность детского творчества.
Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребенка имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность — отличается эмоциональной — включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Ребенок в отличие от взрослого, для которого решение проблемы (осознание, поиск подходов) самый трудный и мучительный процесс, с легкостью начинает интересную для него деятельность. Увлекшись поиском, он обязательно закончит ее положительным результатом. Это третья особенность детского творчества, которая, безусловно, связана с первыми двумя.
Педагогическая практика должна строиться с опорой именно на эти особенности творчества, несмотря на то, что они демонстрируют несовершенство психических процессов в развитии ребенка, столь естественных в этот возрастной период.
Творчество — деятельность, результатом которой является продукт материальной или духовной ценности, обладающий новизной, оригинальностью, уникальностью.
«Детское творчество — первоначальная ступень развитой деятельности, которая развивается самостоятельно, а формируется при участии взрослого, который организует обстановку, материалы, пробуждает ребенка к творческим действиям» (Л.С. Выготский).
Проанализировав все точки зрения педагогов и психологов, рассматривающих детское творчество, можно прийти к выводу, что эта проблема разрешима и для нас, как для педагогов, мы должны сделать попытку научить детей творить и попытаться поднять детей на высокий уровень развития творческих способностей.