kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретические основы развития творческих способностей у детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыты основы развития творческих способностей у детей дошколного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы развития творческих способностей у детей.»


Теоретические основы проблемы развития творчества у детей дошкольного возраста.


Творчество - далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Творчество — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Творить — творчески создавать. До настоящего времени в науке нет однозначного определения термина «Творчество». Его используют для обозначения: - творческого продукта, - творческой деятельности, - творческих способностей.

Термин «творчество» также используют для творческого процесса творческой деятельности:

- творческий процесс рассматривается как переформирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче, чем больше удалены друг от друга элементы новой комбинации, тем более творческим является процесс решения;

- творческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Она предполагает наличие у личности способов, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт,

отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.


Основным в развитии творческой деятельности является:

1. Формирование знаний, накопление опыта.

2. Формирование специальных творческих умений, состоящих из 4-х групп:


Первая группа — интеллектуально-познавательная:

- умение анализировать предмет, ситуацию, отбирать необходимый материал для творческой деятельности;

- умение устанавливать причинно-следственные связи. видеть скрытые закономерности;

- уметь видеть в ситуации противоречия;

- уметь планировать, предвидеть последствия, рассуждать.


Вторая группа — образные умения:

- умение комбинировать имеющиеся знания для получения необычного образа;

- умение преобразовать известный предмет.


Третья группа — эмоционально - образные:

- умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние человека;

- умение адекватно оценивать себя, свою деятельность, результат творчества;

- умение терпимо относиться к критике умение настойчиво доводить свою деятельность до конца.


Четвертая группа:

- специальные занятия и умения, позволяющие адекватно передавать созданный в воображении замысел в определенном виде деятельности.


Начало исследования воображения и творчества было положено в работах Л. С. Выготского, где он обосновал существование творческого воображения, как самостоятельного психического процесса и показал, что он является отражением окружающей действительности и получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте. По мнению Л. С. Выготского, воображение — основа всякой творческой деятельности. «Умение из элементов создавать

построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества».

Рассматривая творчество как преобразующую деятельность, ученые связывают его с другими психическими процессами: восприятием, мышлением, вниманием, указывают на взаимодействие творчества и эмоции.

Анализируя постановку вопроса о творчестве детей, его возникновением и развитие, Н. А. Ветлугина отмечает различные тенденции в подходе к этой проблеме. С одной стороны, источник творчества видится во внутренних самозарождающихся силах ребенка, иными словами, творческие способности рассматриваются как возникающие спонтанно. С другой, источник развития детского творчества — окружающая жизнь. В связи с этим необходимо создавать соответствующие условия, развивать художественный опыт детей, обучать их примерами творческой работы.

Проявление конструктивного творчества возможно как на этапе замысла, так и на этапе практического его воплощения.

При правильном руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание, - писала Е. А. Флерина, - играет ведущую роль в деятельности человека, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка».

Путь к развитию творчества — овладение навыками. Но нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка какой-либо деятельности, а потом развивать его творческие способности.

«Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков» (Н.А. Ветлугина).

Таким образом, у детей дошкольного возраста наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свой знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.

Основной — показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня, - новизна ее результата. Казалось бы, с этой позиции говорить о творческой деятельности нецелесообразно, поскольку они не создают ничего объективно и принципиально нового. Более того, процесс создания окрашен субъективной позицией творца, его индивидуальностью. Однако отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.А. Ветругина и др.) сумели доказать: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Пример тому - интересные, порой оригинальные рисунки, конструкции, стихотворения. Новизна открытий субъективна. Это первая важная особенность детского творчества.

Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребенка имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность — отличается эмоциональной — включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Ребенок в отличие от взрослого, для которого решение проблемы (осознание, поиск подходов) самый трудный и мучительный процесс, с легкостью начинает интересную для него деятельность. Увлекшись поиском, он обязательно закончит ее положительным результатом. Это третья особенность детского творчества, которая, безусловно, связана с первыми двумя.

Педагогическая практика должна строиться с опорой именно на эти особенности творчества, несмотря на то, что они демонстрируют несовершенство психических процессов в развитии ребенка, столь естественных в этот возрастной период.

Творчество — деятельность, результатом которой является продукт материальной или духовной ценности, обладающий новизной, оригинальностью, уникальностью.

«Детское творчество — первоначальная ступень развитой деятельности, которая развивается самостоятельно, а формируется при участии взрослого, который организует обстановку, материалы, пробуждает ребенка к творческим действиям» (Л.С. Выготский).

Проанализировав все точки зрения педагогов и психологов, рассматривающих детское творчество, можно прийти к выводу, что эта проблема разрешима и для нас, как для педагогов, мы должны сделать попытку научить детей творить и попытаться поднять детей на высокий уровень развития творческих способностей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Теоретические основы развития творческих способностей у детей.

Автор: Лежнина Кристина Александровна

Дата: 18.01.2022

Номер свидетельства: 598122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Тезисы: «Картотека поручений по ручному художественному труду как средство развития творческих способностей детей старшей группы»"
    ["seo_title"] => string(80) "tezisy_kartoteka_poruchenii_po_ruchnomu_khudozhestvennomu_trudu_kak_sredstvo_raz"
    ["file_id"] => string(6) "652662"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718193871"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "« Развития творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии»"
    ["seo_title"] => string(118) "razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "191543"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427318319"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «БУМАГОПЛАСТИКА» "
    ["seo_title"] => string(94) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-zaniatiiakh-kruzhka-bumagoplastika"
    ["file_id"] => string(6) "114618"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411578390"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Развитие "творческости" детей в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(38) "razvitiie-tvorchieskosti-dietiei-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "135475"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416927463"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства