Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования личности ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического развития. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Огромное и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Недостаточное внимание родителей и детей к театру, несформированность умений детей в актерском мастерстве, поверхностные знания родителей о разных видах театра для детей, неумение совместно играть с детьми способствовало выбору темы нашего проекта.
Проблема: внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
2. Не сформированы творческие способности детей, их умения в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания родителей о разных видах театрализованной деятельности в детском саду и ее применении для обыгрывания с детьми дома.
Гипотеза реализации проекта: Предполагается, что в результате знакомства с историей театра, его видами, способами изготовления персонажей и декораций с их обыгрыванием, возрастет интерес к театру, как у детей, так и у их родителей. Появится желание взрослых заниматься театральной деятельностью с детьми дома; дети овладеют первичными навыками в области театрального искусства и будут применять их в игровой и театральной деятельности; родители приобретут и совместно изготовят для домашнего использования театры.
Место проведения: МБДОУ «ДС №86 «Брусничка», старшая группа «Пчелка».
Цель: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности, внедрение в воспитательную работу театрализованных игр, как средства всестороннего развития детей.
Задачи:
1.Обогащать знания детей об окружающем мире, приобщая детей к театральной деятельности.
2. Развивать у детей выразительность речи, память, воображение и фантазию.
3. Создавать условия для передачи детьми своих эмоций, чувств, желаний и взглядов, как в обычном разговоре, так и публично. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
4. Знакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, краски, звуки, музыку.
5. Развивать артистические способности детей через театрализованную игру.
6.Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
7. Привлечь к работе проекта детей и родителей, пробудить их интерес к театру. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Проектная идея: Усовершенствовать театральный центр группы «Балаганчик» разными видами театра, пополнить методические копилки занятиями с элементами театрализации, картотекой театральных игр, пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик.
Участники проекта:
Воспитатели, дети старшей группы, родители.
Срок реализации: с 20 мая по 31 мая 2017г.
Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный:
- опрос родителей
- наблюдение за деятельностью детей;
- выделение целей и задач;
- создание условий для реализации проекта.
II этап – основной:
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями.
III этап – заключительный:
- подведение итогов реализации проекта;
- соотношение ожидаемых и реальных результатов.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:
I этап:
1. Опрос родителей: Играете ли вы дома с ребенком в театр?
2. Пополнение педагогами, родителями и детьми театрального центра:
- пальчиковый театр;
- настольный театр;
- кукольный театр Би-Ба-Бо;
- теневой театр;
- театр «стаканчиковый»;
- театр шагающих кукол;
- театр масок.
3. Создание картотек театрализованных игр, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, физминуток.
4. Подготовка копилки планов-конспектов театрализованной деятельности, сценариев спектаклей, сюжетно-ролевой игры, занятий с элементами театрализации.
II этап:
Работа с детьми:
- беседы на тему, что такое театр и как надо вести себя в театре;
- беседа о ранее просмотренных в детском саду театрах;
- презентация для детей о различных видах театра;
- чтение и театрализация небольших художественных произведений (сказки, рассказы о животных);
- заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, небольших текстов театрализованных игр;
- активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра;
- обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д.;
- создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита);
- репетиции с детьми для дальнейшего показа спектаклей настоящим зрителям - детям других групп;
- овладение детьми выразительными средствами для создания образа персонажей: движение, поза, мимика, жест, речевая интонация;
- свободные театрализованные и творческие, сюжетно-ролевые игры детей;
- участие детей в театрализованных постановках сказок.
Работа с родителями:
- консультации для родителей;
- папки – передвижки для родителей;
- буклеты по театральной деятельности;
- выставка разных видов театра;
- изготовление в группу новых видов театра;
- совместное участие детей и родителей в «Театральной неделе».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- проявление интереса детей и родителей к театру;
- вовлечение родителей в жизнь детского сада;
- знакомство детей и родителей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;
- привитие детям первичных навыков в области театрального искусства: использование мимики, жестов, голоса, кукловождение, выразительности речи;
- заинтересованность родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Критерии оценивания: оценка эффективности по итогам работы проявляется по двум направлениям: дети и родители.
Дети:
- знание основных видов театров и театрального искусства;
- владение первичными навыками «актерского мастерства» и применение их в игровой и театральной деятельности;
- интерес, проявленный в постановках, подготовке к спектаклям.
Родители:
- процент участия родителей в совместных мероприятиях;
- процент участия родителей в подготовке условий для деятельности детей.
Ресурсы:
1. Информационные:
- консультативная работа с родителями.
2. Методические:
- подбор игр для развития актерского мастерства;
- картотека театрализованных игр;
- копилка пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик.
3. Дидактическое обеспечение:
- подбор произведений для драматизации;
- электронные презентации про театр;
- СД «Звуки театра»;
- пополнение театрализованного, музыкального центра в группе.
4. ТСО: ноутбук, проектор, фотоаппарат, музыкальный центр.
Разработанное нами в рамках проекта планирование будет способствовать:
- эффективному и системному усвоению детьми знаний о театре и театральном искусстве
- эффективной работе воспитателя с родителями в рамках проекта.