«Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании»
«Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании»
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании»»
Доклад
«Теоретические основы проектной деятельности
в дошкольном образовании»
для воспитателей ДОУ на тему:
«Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении
как инновационная педагогическая технология»)
Составила: старший воспитатель
Гольмакова Оксана Анатольевна
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).
Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.
Типы проектов.
Е.С.Евдокимова предлагает следующую классификацию типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Исследовательские проекты.
По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по Волге. В течение 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.
Технология проектирования в ДОУ.
План тематического проекта.
Тема и ее происхождение.
Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта.
Необходимые материалы.
Вопросы к детям по предлагаемому проекту:
- Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать?
- Как нам найти ответы на наши вопросы?
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.
Механизм проектирования.
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Развитие у детей проектных умений.
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией.
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:
ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
объединять усилия всех субъектов образовательного процесса, в том числе родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы.
Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.
Критерии проектов.
Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.
После защиты проекта переходят к его реализации, т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.
Алгоритм разработки проекта творческой группой воспитателей.
Этапы
Задачи
Деятельность творческой группы
Деятельность научно-методической службы
Начальный
Определение темы, проблемы. Выбор группы участников
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания
Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
Планирование
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.
Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.
Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы) Наблюдение.
Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
Работа с информацией. Синтез и анализ идей.
Наблюдение, консультация.
Выполнение
Выполнение проекта
Работа над проектом, его оформление
Наблюдение, советы (по просьбе группы)
Оценка результатов
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)
Участие в коллективном анализе проекта и самооценки
Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)
Защита проекта
Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.
Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Далее – показ презентации на тему: «Применение технологий управления проектами в дошкольном образовании», на основе которой проводится практическая часть заседания РМО старших воспитателей (обучение технологии проектирования: концептуальная стадия проекта, моделирование и план реализации проекта (работа в творческих микрогруппах).
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(284) "Обобщение опыта работы по теме :«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ»"
["seo_title"] => string(80) "obobshchenie_opyta_raboty_po_teme_proektnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_"
["file_id"] => string(6) "634368"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1687635971"
}
}