kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тезисы по теме " Дидактическая игра как средство развития познавательных действий у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы предназначены для педагогов ДОО и родителей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕЗИСЫ»

Топычканова Наталья Федоровна, воспитатель

ТЕЗИСЫ


Дидактическая игра как средство развития познавательных действий у детей дошкольного возраста

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательных действий и раскрытие его творческого потенциала. [5]

Согласно ФГОС ДО познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения и навыки.

При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. [6]

В психолого-педагогической литературе наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательных действий ребенка – дошкольника. Голицын В.В., Щербакова Е.Н. отмечают, что без сформированных в дошкольный период познавательных действий, обучение не может быть успешным.

Показателями выраженности познавательных действий являются (А.Г. Асмолов):

  • эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

  • целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

  • степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности). [1]

Одним из направлений изучения познавательных действий детей дошкольного возраста является изучение и проявление их в игровой деятельности. Считается, что основным видом деятельности дошкольного возраста является игра. Один из видов игры, является дидактическая игра. Она направлена на активизацию умственной деятельности детей и развитие познавательных действий.

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) в своем труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему».

Дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод развития у детей познавательных действий. В дошкольной педагогике все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил игры, результата (подведения итогов). [3]

Для данного проекта выбрана форма проектирования – сборник игр. Данный сборник позволит сформировать у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр познавательные действия. Сборник содержит дидактические игры, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. В сборник включены следующие разделы: «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», «Дидактические игры по развитию речи», «Дидактические игры по ознакомлению с природой», «Дидактические игры по формированию математических представлений», заключение, список литературы.

В обосновании способов оценки качества показателей успешности реализации разработанного сборника дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста, применяется метод экспертных оценок, который позволит выявить качественный и количественный анализ результатов. Однако при выявлении уровней познавательных действий у детей дошкольного возраста применяется – метод наблюдения. Наблюдения позволяют выявить, насколько развиты у ребенка познавательные действия. [2]

Таким образом дидактические игры представляют большую ценность в развитии познавательных действий дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию познавательных действий лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение. 2009.

  2. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития познавательных действий у детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12-2. -187-188с.

  3. Глебова И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 33-35.

  4. Развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Автор: Иванова Ольга Валерьевна Рубрика: Дошкольная педагогика. Опубликовано в IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013) Библиографическое описание: Иванова О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международная научная конференция (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. - 48с.

  5. Шестопалова М.Б. Развитие познавательных действий у дошкольников посредствам развивающих игр. // Дошкольная педагогика. 2014. №9.– 19с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Топычканова Наталья Федоровна

Дата: 03.02.2018

Номер свидетельства: 454506


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства