Просмотр содержимого документа
«"Тьютор и инклюзивное образование."»
Тьюторское сопровождение особого ребенка
в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и ( индивидуальных возможностей.
Не смотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется на всех уровнях образовательного процесса : от дошкольного образования до профессионального обучения……..
Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом , самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Но в условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с определенным нарушением у ребенка ОВЗ должна быть. Она проявляется в применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и способностями ребенка.
Дети с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями, выраженность которых может быть различна ( основная программа по которой мы работаем …..Веракса….)
Говоря о детях с ОВЗ , мы предполагаем ,что процесс их воспитания и обучения будет носить коррекционную направленность.
Коррекционная работа – деятельность , направлена на исправление определенных особенностей психического или познавательного, не соответствующих возрастных нормам, и которая осуществляется с помощью использования специальных приемов обучения и специальной организацией процесса обучения.
Содержанием коррекционной работы является фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.
Целью инклюзивного образования является успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду.
Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям , к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми.
В условиях социализации детей с ОВЗ можно выделить 2 направления:
1.Воспитательный процесс , основой которого является адаптация, то есть включает его воспитательный процесс.
Содержанием процесса воспитания является усвоение конкретных культурно- гигиенических навыков, норм и правил поведения, норм и правил общения в детском коллективе.
2. Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения.
Содержанием процесса обучения является адаптированной , упрощенный материал с учетом возможностей и способностей ребенка с ОВЗ.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога. Достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д.
Тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка – инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. На практике тьютор и сопровождающий – это разные люди
. Тьюторами называют специалисты с педагогическим образованием( логопеды, дефектологи, педагоги –психологи и т.д.), педагоги без специального образования, студенты профильных вузов, училищ, а также родители ребенка с особенностями развития являются сопровождающими детей с ОВЗ, то есть выполняют только техническую помощь ( одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно- гигиенические навыки и т.д.)
Организация деятельности тьютора.
Тьютор
- формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с ребенком, становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
- следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает , воодушевляет и т.п.) и
физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из группы в другую комнату, уголок уединения; следит , чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
- координирует образовательную деятельность ребенка, дозирует учебную нагрузку.
Функции тьютора:
1.Диагностическая:
- сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанника, его интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении;
- отслеживание положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ.
2.Прогностическая:
- выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у ребенка психолого-педагогических проблем;
- разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе;
- разработка и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ;
3. Регулятивная:
- оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство ДОУ ребенка с ОВЗ и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем;
- проведение индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с ребенком с ОВЗ;
- включение в образовательный процесс (инклюзивное обучение) специалистов дошкольного образовательного учреждения;
- консультирование родителей.
4.Аналитическая:
Отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ;
Цель деятельности тьютора: успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.
Для реализации этой цели необходимо решение нескольких задач:
1.Социализация – включение ребенка в среду сверстников , формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
2.Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические , психические особенности.
3.Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
В настоящий момент сложилась ситуация , когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно- педагогической работы в условиях инклюзивного образования.
Тьютор может стать связующие звеном , обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.
4.Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процессе обучения.
Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
1.Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации;
На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами ,с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.
Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься , его рабочим местом, местами общего пользования.
2.Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
3.Установление контакта с ребенком, родителями , адаптационный этап;
На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:
- помещений ДОУ;
- режима дня;
- образовательных программ;
- методических пособий.
Сроки адаптации детей в детском саду очень индивидуальны и зависят от особенностей развития ребенка , от сложности нарушения и многих других причин. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, до 1,5 лет.. На этапе адаптации тьютор ставит основные приоритетные задачи:
- создание комфортной обстановке и специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;
- развитие навыков самообслуживания;
- адекватное восприятие детского коллектива;
- развитие умения взаимодействовать с детьми и взрослыми (на начальном этапе это следующие умения: что-то попросить, попроситься в туалет, спокойно засыпать, не мешая детям…т.тд.)
Необходимо поставить такие задачи , которые учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и определяют позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.
Здесь важно не забыть , что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.
«Взаимодействие тьютора и ребенка – это поступательное движение
от «симбиоза» с тьютором к максимальной самостоятельности
ребенка в школьной жизни», - Карпенко И.В.
4.Составление Адаптированной образовательной программы (АОП) и ИМС (индивидуального маршрута сопровождения) ребенка с ОВЗ.
….
5.Собственно тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах, решение поставленных задач;
6.Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Освоившись в новой среде , при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения.
7.Последним этап, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающий из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальноной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Тьютор:
- рассказывает родителям ребенка о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
- дает методические и практические рекомендации, советы по вопросам образования и воспитания ребенка.
Тьютор и воспитатель группы
- тьютор обсуждает с воспитателем:
- цели и задачи образовательной работы;
- возможные трудности(посторонний шум во время переговоров тьютора и воспитанника), уходы с занятий и возвращение, особенности характера и специфику
Поведенческих проявлений ребенка;
- каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор.
Тьютор и другие дети
-следить за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;
- обьясняет детям, как общаться с ребенком с ОВЗ;
- если тема разговора касается особенностей воспитанника – отвечает на его вопросы.
Тьютор и родители
Тьютор и другие специалисты
Педагог- психолог, музыкальный работник, медицинские работники и другие.
-вносит предложения по оптимации работы с воспитанником;
- участвует в составлении индивидуальных программ;
-осуществляет помощь при проведении занятий, праздника (адаптация задания для ребенка, помощь в ориентировании задании, помещении и др.
Ребенок с ОВЗ и воспитатель(ребенок выполняет рекомендации тьютора- простую инструкцию…)
Для этого тьютор:
- привлекает внимание ребенка к воспитателю, заданию: «Смотри на…….(имя воспитателя), слушай…..»
- «Смотри на доску…»;
- «Возьми карандаш….»;
- «Положи лист…» и т.д….
Ребенок с ОВЗ и тьютор
Ребенок выполняет рекомендации тьютора (простую инструкцию)
Для этого тьютора:
- следит за организацией рабочего места ребенка;
- соотносит задания воспитателя с возможностями ребенка;
- если ребенок не успевает полностью выполнить задание - ..
Определяет нужный момент , когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
- если общее задание для всех детей сложно для понимания, то продолжает с ребенком работу по предыдущему (недовыполненному заданию)
Ребенок с ОВЗ и другие дети
Ребенок по своей инициативе (инициативе тьютора) общается с другими детьми, отвечает сам(или с помощью тьютора) на обращение других детей к нему.
Для этого тьютор:
- наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключается к их общению.
- помогает ребенку в общении со своими родителями в условиях ДОУ:
- помогает рассказать, что было в ДОУ, чем он занимался, познакомить с результатами его творчества, демонстрация творческих работ и т.п.
Основные виды деятельности тьютора
Информационное обеспечение.
Организационная деятельность.
Учебно – методическая работа.
Диагностико – аналитическая деятельность.
Необходимо, чтобы процесс развития ребенка с ОВЗ достигал следующих целей:
1.Воспитательная цель – адаптировать и социализировать ребенка с ОВЗ к новым для него нормам и правилам, к детскому коллективу;
2.Образовательная цель – то,чему мы можем научить ребенка в процессе дошкольного образования, опираясь на ЗБР, на возможности ребенка, учитывая его диагноз;
3.Коррекционная цель определяет, какие методы и приемы использовать в процессе развития и обучения ребенка с ОВЗ.
У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособность и самостоятельности.
Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
1.Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через игру – эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, потому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько стало и т.п.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
2.Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми:
- игра , помощь других детей в одевании-раздевании, помыть руки, привести ребенка с коридора или спальни …
3.Методы расслабления – физминутки. Пальчиковые игры. Методы релаксации и массажа- позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в области лица – артикуляционные упражнения – «улыбка. Часики. Гримасы и в области кистей рук – пальчиковая гимнастика. Массажные мячи.
4. Дидактические игры – игры на развитие познавательной деятельности – сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность – это настольные игры, пазлы, конструирование. В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за действиями ребенка, но со временем давать больше самостоятельности в выполнении различными действий.
Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия воспитателя и ребенка в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуется предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приемы обучения:
1.Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом – идем кушать- ит.д…. Можно использовать карточки для того, чтобы ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с одной деятельности на другую или переход из-за столов на коврик.
2.Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы.
3.Использование картинного материала для смены деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и память, активизации словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок воспринимать не может, ему нужен наглядный материал.
4.Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации, где-то более строгим голосом(что касается правил и норм поведения). Вопросы и т.п.
5.Активные приемы рефлексии – самоанализ деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает воспитатель: у Ромы сегодня получилось то, то и….. и использовать похвалу или поощрение…
6.Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики, то есть смена деятельности;
7. Привлечение других детей – выбираем ответственного смотреть за ребенком с ОВЗ после прогулки до обеда, привести его за руку из коридора, спальни. Если долго находиться в туалете….объяснить , что нужно выходить…
Более развернутый список методов и приемов (список литературы…)…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Карпенко И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития :Метод. пособие-Под ред. М.Л.Семенович.- М.Теревинф,2010г.
2. Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации», М., Образовательный центр «Участие»,2009..
3.Авторский подход : методы и приемы обучения детей с ОВЗ в условиях ДОУ.