В последнее время в структуре многих детских поликлиник появились отделения восстановительного лечения, или, как их еще называют, отделения реабилитации. Основная цель деятельности этих отделении не только восстанавливать здоровье детей после длительных и тяжелых заболеваний, но и всячески оздоровлять ребят. И хотя прошло не так много времени, но уже сегодня специалистами подобные отделении накоплен немалый опыт.
Практика показывает, что одним из наиболее перспективных и, самое главное, простых и общедоступных методов в оздоровлении детей является массаж биологически активных точек. Об этом и пойдет наш сегодняшний разговор. Массаж этих точек у детей могут осуществлять сами родители, педагоги, которые фактически уже после одной консультации специалиста и практического показа сразу же осиливают нехитрые премудрости данной процедуры. Для этого на первом этапе следует иметь на руках специальные памятки с графическим изображением массажных зон. Они послужат своеобразным практическим руководством.
Очень важно, чтобы каждый взрослый: родитель и воспитатель детского сада глубоко прониклись этой идеей, а результаты не замедлят сказаться.
Итак, с чего же начать? Сначала надо хорошо усвоить расположение зон для проведения массажа. Но кое-что в этом направлении родители уже успели сделать и без нашего совета, например, научив ребенка пользоваться зубной щеткой: на слизистой оболочке рта есть представительство чуть ли не всех важнейших органов — сердца, верхних дыхательных путей и легких, желудка, кишечника, печени и почек. Поэтому энергичная утренняя работа зубной щеткой способна дать хорошую «зарядку» всему организму в целом, не говоря уже о том. что это совершенно необходимая гигиеническая процедура.
Немаловажное значение имеет и время чистки зубов. Как известно, зубы чистят утром и вечером. И логика в этом сеть. За целый день на зубах скапливается множество частичек. На всю процедуру чистки зубов в среднем должно уходить не менее 2,5-3 минут.
При регулярном применении массажа десен нежная слизистая оболочка получает своеобразную закалку: она уплотняется, подрастает ее устойчивость к механическим факторам, холоду и теплу, улучшается кровообращение, питание десен и зубов. Все это способствует их оздоровлению.
Теперь посмотрите на лицо ребенка. На лице у любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма. Эти зоны были обнаружены старшим научным сотрудником 1-го московского мединститута Аллой Уманской.
Когда много лет тому назад она докладывала о своем открытии, то среди врачей возникло немало споров и разногласий. Высказывались сомнения. Уж слишком простым казался этот массаж, освоить который над силу даже дошкольнику. Не верилось, что за несколько минут можно естественно повысить устойчивость организма к холоду, сырости, вирусам и микробам.
Однако время рассеяло нее сомнения, и сегодня метод Уманской прочно вошел в практику работы по закаливанию детей. При систематическом, регулярном и правильном применении он дает хорошие результаты.
Взгляните на схему биологически активных зон, предложенных А. Уманской. Всего таких зон 9. Основные (2—4, 6—8) сосредоточены в области лица и шеи. Дополнительные (1, 5, 9) — сзади, у позвоночника, на передней поверхности грудной клетки и на руках.
Начинают массаж с первой зоны, затем последовательно массируют отдельные участки в соответствии с нумерацией. Массаж выполняют следующим образом. Кончиком указательного или среднего пальца слегка нажимают на зону и делают вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее: 3-4 секунды в каждую сторону. Постепенно увеличивают интенсивность воздействия.
Зоны 3 и 4 массируют иначе. Для этого делают растирающие движения пальцами сверху вниз от задней к передней поверхности шеи.
Хорошо размяв все участки и потратив всего 3—4 минуты, вы быстро мобилизуете защитные силы у ребенка. Если в одной из зон при массаже ребенок будет чувствовать болезненность, это сигнализирует о неблагополучии в организме. Значит, необходимо повторять данную процедуру через каждые полчаса, пока боль не пройдет.
Лучше всего такой массаж делать 2 раза в день с утра и ближе к вечеру.
Но если ребенок все же заболеет, то его болезнь пройдет в более легкой форме. И в этом случае следует продолжать массаж, но только чаще, через каждые 30—40 минут.
Теперь ушные раковины. Специалистами уже давно подмечено: если мочки ушей короткие, чахлые, искривленные и крепко приросли к щекам — это не только косметический дефект. Обладатели таких ушей в подавляющем большинстве своем имеют плохое физическое развитие, изнежены, ослаблены...
Но ушные раковины еще интересны и в другом отношении. Это своеобразная рефлексогенная территория, состоящая в контакте со многими внутренними органами и системами организма. Поэтому массаж ушных раковин тоже может использоваться при закаливании.
Вот несколько упражнений из этой серии.
Быстро загните уши вперед, сначала, мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите. Повторите несколько раз так, чтобы ребенок ощущал в ушах хлопок. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья.
Или вот еще. Захватите кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потяните их вниз,. затем опустите. Словом, так, как это делают с именинниками. Повторите 5—6 раз. Эта процедура особенно полезна при закаливании горла и полости рта, поскольку на ушной мочке расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта.
И наконец, еще одно упражнение. Введите большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижмите находящийся спереди выступ ушной раковины, так называемый козелок. Сдавливайте и поворачивайте его во все стороны в течение 20—30 секунд. Настоятельно рекомендуется сделать столь простой прием массажа регулярным: он стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло и гортань. Результаты этого не замедлят сказаться — отступят «простуда», насморк, кашель, аллергия.
Нормализовать проходимость носовых ходов помогает точечный массаж (рис. 2). Его начинают, надавливая большим и указательным пальцем на точку 1. Сила давления — средняя, продолжительность — 30— 40 секунд. Затем аналогично проводят массаж точки 2. Надавливание на точки 3, 4. 5. находящиеся у крыльев носа, осуществляют кончиками указательных пальцев, симметрично с обеих сторон. Длится оно 20-30 секунд на каждую точку. Так же массируют специфические носовые точки, расположенные под внешними углами губ по обеим сторонам подбородка.
Улучшение носового дыхания, а также уменьшение выделении из носа диет массаж активных точек ушных раковин. Точки, связанные с полостью носа. расположены на внутренней стороне козелка (выступ ушной раковины спереди се), симметрично с обеих сторон. Массируют их, слегка надавливая и вращая указательным пальнем по часовой стрелке в течение 3—5 минут (рис. 3).
Теперь перейдем к зонам, где тоже имеется представительство всего организма. Это зоны кистей рук. По мнению некоторых ученых, регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Подобные воздействия на указательный палец активизируют деятельность желудка, на средний — кишечник, на безымянный — нормализуют функцию печени, на мизинец — стимулируют работу сердца.
Если у вашего ребенка стопы постоянно холодные на ощупь и мерзнут, значит, у него высока предрасположенность к гриппу и гриппоподобным заболеваниям.
Когда-то наши далекие предки, ходившие, как известно, в легких лап-1ях или босиком, были намного закаленнее уже с раннего детства. И это неудивительно. Ходьба по веткам, камешкам и другим неровностям почвы осуществляла повседневный разогревающий массаж подошв и являлась великолепной закаливающей процедурой. К сожалению, во многом это сейчас ушло в прошлое.
И отрицательный пример в этом отношении мы, взрослые, подаем своим детям сами. Утром, еще не успев встать с постели, нащупываем тапочки. На работу бежим в тесных туфлях. Приходя домой, надеваем шлепанцы. Если же у иного родителя ребенок вздумает пробежать по квартире босиком, то это может стать причиной плохого настроения в семье на целый день...
Между тем ходьба босиком — это своеобразные сеансы точечного массажа и, как уже отмечалось, закаливания. поскольку на стопах тоже имеется представительство всего организма и есть также закаливающая зона. Вот почему всякая возможность побегать ребенку босиком — лишний шаг к здоровью. И вовсе не обязательно, чтобы ребенок много времени проводил босиком. Повседневно можно массировать стопы на скалке или круглой палке, то есть чтобы ребенок катал их подошвами но несколько минут в день. Неплохо также приобрести специальные резиновые массажные коврики для стоп. Ребенок может ходить по этому коврику либо стоять, переступая с ноги на ногу. Еще полезнее, если он в это время будет принимать душ.
В общем, не жалейте времени на проведение точечного массажа. Он укрепит здоровье вашего ребенка, поднимет его жизненный тонус, даст закалку организму. Советуем и вам этим заняться. Гарантируем — жалеть не придется. Помните, здоровье ребенка в ваших руках, Вместе с тем уже давно замечено, в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы.