Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов "Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников"»
Тренинг для педагогов
«Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников»
Психолог 2 категории: Федорова Ю.Г.
Цель: познакомить педагогов с новыми подходами в формировании межличностных отношений дошкольников через систему специально подобранных игр. Передать педагогам опыт проведения игр (тренинг).
Оборудование: пиктограммы эмоций, шаблоны градусников, цв. карандаши, маленькие сердечки: по количеству участников, большое сердце, цветик-семицветик.
Участники: педагоги ДО.
Ход тренинга
Звучит спокойная музыка, участники настраиваются на работу.
Проблема межличностных отношений между дошкольниками, является на сей день сверх актуальной и вот почему.
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду и анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, напрашивается вывод, что повышенная агрессивностьявляется одной из наиболее встречающихся проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе.
Среди факторов, вызывающих агрессивное поведение следует выделить следующее:
- особенности семейного воспитания;
- образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства массовой информации, в общественных местах, среди сверстников;
- уровень эмоциональной напряженности ребенка.
Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению; застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряжении, тревоге и страхе перед другими; демонстративность как устойчивая личностная особенность.
Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.
Очевидно, что множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность и пр.) имеют свои истоки в раннем дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические принципы, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.
Хочу поделиться моими практическими находками в деле формирования доброжелательных отношений у дошкольников.
Хотелось, чтобы все, о чем мы будем говорить, вы могли бы прочувствовать и пережить сначала с позиции ребенка, а затем с позиции взрослого.
Сегодня вы мои детки и утром как обычно вы пришли в детский сад.
Упражнение «Градусник настроения».
Цель: определение эмоционального состояния.
Посмотрите внимательно – что здесь изображено? Верно, это градусник. А для чего он нужен?
Правильно, для измерения температуры, но мы сегодня вместе с вами нарисуем необычный градусник – это градусник нашего настроения. Вы должны выбрать карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение.
Закрасим половину градусника тем цветом, который вы выбрали, - это будет означать, что ваше настроение в начале дня именно такое. Спасибо! (В конце дня детям предлагается закрасить вторую часть). Также данное упражнение позволяет проследить эмоциональное состояние ребенка в течение дня.
Это так называемая «минутка вхождения в новый день».
Новый день, который принесёт детям новые ощущения, будет наполнен миллионом разных эмоций. Они сменяют друг друга словно картинки в калейдоскопе. И удивительный мир детства становится миром разноцветных открытий.
Для развития эмоциональной сферы дошкольников можно использовать игру «Остров Эмоций». На «Острове Эмоций» дети знакомятся с самыми разными эмоциями: радостью, злостью, удивлением, робостью, страхом, спокойствием, обидой, грустью). Игра на «Острове Эмоций» развивает творческое мышление и воображение, произвольное внимание, снижает тревожность и агрессивность детей, формирует навыки общения, позволяет ребенку научиться моделировать свое поведение. Сегодня я приглашаю Вас побывать на «Острове эмоций».
Перед вами пиктограмма, возьмите её, не показывайте другим. Перед вами сложная задача - мимикой и жестами выразить эмоцию, которая у вас в руках, а остальные угадывают. Кто готов?
Радость — одна из основных положительных эмоций и одна из главных ценностей для ребенка.
Удивление — мгновенная эмоция. Удивление мгновенно проходит, как только мы осознаем происходящее.
Страх — это ужасное ощущение.
Злость — это неудовлетворение своих желаний, своих ожиданий, своих действий. И когда его становится много, человек делается агрессивным.
Спокойствие – это душевное уравновешенное состояние покоя, смирения, умиротворенности, гармонии.
Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.
Оборудование: цветик—семицветик.
Ход игры
Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?
Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удалось ли каждому высказать свое желание и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.
Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.
Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.
Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.
Упражнение «Похвастайся соседом»
Цель: развитие навыков общения, умения выражать словами симпатию другому ребенку; развитие внимания, наблюдательности.
Всем нравится, когда о них говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что умеет, какие хорошие поступки совершал? Чем может понравиться? Ведущий может привести образец подобного хвастовства.
Вариант: игра в виде конкурса хвастунов. Кто больше всех похвастается – получит приз. Приз может быть как вещественным (в виде небольшого сувенира), так и невещественным (поощрение, одобрение или что-то другое, поднимающее самооценку ребенка).
Упражнение «Обзывалки овощами».
Цель: развить коммуникативные навыки – научить выражать негативные эмоции конструктивными способами (с помощью определенных правил); научить понимать шутку в различных ситуациях общения; научить объяснять свои чувства.
Иногда дети ссорятся и говорят друг другу обидные слова – ругаются. Сегодня я предлагаю вам поругаться необычными словами. Мы будем произносить не обидные слова, а названия овощей. В конце игры каждый ребенок рассказывает, какие чувства испытывал, когда его «обзывали овощами».
Игра «Доброе сердце»
Посмотрите, это - сердце. (показывает большое сердце из бумаги). Вот оно, какое большое «доброе сердце»! Мы все вместе поместимся в нём! Ведь каждому из нас есть в нём место, и мы сейчас это увидим (раздаёт маленькие сердечки).
Ребята, нарисуйте на своём сердечке подарок для своего друга.
Нарисованные сердечки мы приклеим на большое «доброе сердце».
Ребята, посмотрите, что у нас получилось? В большом «добром сердце» нашлось место каждому.
Дети приклеивают сердечки и называют для кого они нарисовали подарок.
Дорогие мои ребята, если вам грустно станет и одиноко, вспомните о том, что в добром и любящем «сердце» всегда есть место для ВАС! ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ ВСЕГДА!
А это большое сердце можно повесить в группе на видном месте, пусть оно дарит ТЕПЛО, ДОБРО И ЛЮБОВЬ!
Рефлексия
Участникам предлагается по желанию и свободно высказаться. Упражнение проводится по кругу.
Я уверена, у вас у всех добрые, заботливые, великодушные сердца. Вы понимаете своих воспитанников. И поможете стать им добрыми, порядочными и отзывчивыми людьми.